Вы здесь

СТО КУКОЛ В ЯРКОМ ОБЛИЧЬЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В Ессентукском историко-краеведческом музее имени В.П. Шпаковского открылась передвижная выставка «Прекрасный мир авторской куклы» (г. Москва). Аналогов тем 100 куклам, которые представлены в этой экспозиции, нет нигде в мире.

Кукольную выставку, оформленную мастерами со всей России, привезла в город-курорт москвичка Светлана Пчельникова - художник, автор, коллекционер, президент Российского клуба коллекционеров кукол, член Британской кукольной ассоциации, Почетный член Американского союза кукольных клубов, издатель журналов «Мир кукол» и «Талант - человек и творчество», лауреат Государственной премии в области культуры за 2016 год. О сложной и необычной судьбе этой обаятельной женщины уже, можно сказать, слагают легенды. Но сначала расскажем об истории появления на земле предков экспонатов нынешней выставки.

Куклы на протяжении нескольких тысячелетий являются неотъемлемой частью человеческой культуры. Они сопровождают нас от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остаются в нашей жизни как предметы ностальгии или как некие талисманы и обереги. Создание куклы всегда признавалось тончайшим искусством, а мастера-кукольники издревле ценились в обществе. Коллекционеры же и любители раньше готовы были отдать немалые деньги за то, чтобы приобрести полюбившуюся куклу и пополнить свою коллекцию. То же самое происходит и сейчас.

Интересно, что истоки кукольного мастерства восходят к Древнему Египту, а возраст самых древних обнаруженных археологами кукол насчитывает около четырех тысяч лет. Маленькие фигурки тогда имели культовое значение, жрецы использовали их при проведении ритуалов и мистерий, посвященных богу Осирису. Позднее куклы переместились на сцену народных театров. В частности, широкое распространение кукольные представления получили в Древнем Риме. В Средневековой Европе создание кукол порицалось католической церковью и считалось кощунством. А потом во Франции стали появляться первые куклы-манекены, призванные демонстрировать наряды. Ну а в XVIII столетии Европа была охвачена новой тенденцией - созданием механических кукол-андроидов.

В России кукольное ремесло развивалось особым путем. Центрами народного кукольного промысла считались Городец, Богородское, Сергиев Посад. А во времена правления Петра I в нашу страну были приглашены мастерицы из Голландии, которые научили русских монахинь собирать кукол из фарфоровых деталей и открыли им секреты работы с папье-маше. Тело, ручки, ножки куклы делались вручную, а головки, как самые сложные в изготовлении, создавались на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге. После Октябрьской революции это искусство пошло на спад. Куклы стали серийной фабричной продукцией и потеряли свою индивидуальность и уникальность. Однако ближе к концу XX века интерес к куклам ручной работы вновь возрастает. И появляются мастера, чье вдохновенное творчество привлекает любителей этого древнего искусства - коллекционеров, ищущих и находящих среди волшебного и таинственного мира кукол настоящие шедевры.

Все это относится и к художнику, автору и коллекционеру кукол, москвичке Светлане Пчельниковой. Возникло же ее увлечение после страшной автокатастрофы и даже клинической смерти, когда она услышала «во сне» голос, сказавший: «Ты нужна детям...» Как потом оказалось, не только своим (у Светланы Валерьевны трое детей), но и чужим, а вернее - больным детям. С 2008 года под ее руководством работает благотворительный проект «Парад звездных кукол - детям». Идея состояла в том, чтобы звезды шоу-бизнеса (российские и не только) в соавторстве с художниками придумывали некий образ и воплощали его в кукле. Потом эта кукла продавалась на аукционе, и вырученные деньги шли на лечение больных детей. Сейчас вместо заготовок известные люди получают полиуретановых голышей и дальше - у кого на что хватит фантазии. В любом случае, все это - куклы, костюмы, роспись - настоящий эксклюзив. А вырученные средства по-прежнему помогают родителям больных детей.

На нынешней выставке в Ессентуках представлены уникальные - большие и маленькие куклы, выполненные в разных техниках и из разных материалов. Все они неповторимы и олицетворяют представительниц прекрасного пола разных стран и эпох. Сказочные принцессы и русские крестьянки, снегурочки и смешные персонажи из мультфильмов, Дюймовочки и женщины-воительницы эпохи викингов, снежные королевы и девочки-эльфы, клоунессы и инопланетянки, малышки в колясках, Золушки и Бабки-Ежки... А кроме того, здесь можно увидеть изумительные наряды и самые разнообразные прически по моде тех стран и времен, которые созданы мастерами кукол всей страны. Ставрополье, к слову, представляют изделия известной мастерицы из Ессентуков Елены Козуб.

Куклы в экспозиции абсолютно разные, а настроение посетителям создают одинаково чудесное. Цена некоторых красавиц, по словам автора выставки, достигает миллиона рублей. А еще Светлана Валерьевна уверяет, что куклы ручной работы приносят счастье и самим мастерам, и тем, кто их купит. Ведь, как она считает, куклы - это произведения искусства, а все, что можно назвать словом «ИСКУССТВО», имеет душу, будь то икона, картина, скульптура, ювелирное изделие или КУКЛА.

Выставка «Прекрасный мир авторской куклы» будет работать в Ессентукском историко-краеведческом музее имени В.П. Шпаковского до 11 марта.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
7 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.