Вы здесь

​ВРЕМЯ ЖИТЬ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

СЕГОДНЯ ДЕНЬ БОРЬБЫ С РАКОВЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ У ДЕТЕЙ

Рак - слово еще более страшное, если его произносят в отношении ребенка. И, несмотря на то, что медицина идет вперед семимильными шагами, этот недуг продолжает приносить боль и горе в семьи.

Печальная статистика детской онкологии свидетельствует о том, что риск развития злокачественных опухолей в Ставропольском крае ежегодно составляет двенадцать эпизодов на каждые сто тысяч детских жизней (для сравнения в Санкт-Петербурге эта цифра приближается к 20). В пересчете на пятнадцать лет детства это означает, что из ста тысяч ровесников ежегодно заболевает раком почти двести ребят. Смертность детей от злокачественных опухолей составляет в среднем 5 процентов, а в возрасте 5-14 лет - 14 процентов. Существует и более оптимистичная статистика, согласно которой большинство детских онкологических заболеваний поддается успешному лечению.

В чем же заключаются причины раковых опухолей у детей и как уменьшить риск этих заболеваний, о сложностях диагностики, о роли родителей в процессе лечения мы поговорили с детским онкологом и гематологом краевой детской клинической больницы, кандидатом медицинских наук Галиной Быковой.

- Галина Витальевна, какова статистика детской онкозаболеваемости на Ставрополье?

- К счастью, у детей по сравнению с взрослыми злокачественные новообразования встречаются на порядок реже. В среднем каждый год диагноз «рак» в крае ставят 60-65 детям. В нашем отделении ежегодно проходит лечение более 700 маленьких пациентов. Рак - опасное, тяжелое, но в настоящее время излечимое заболевание. Хочу отметить, что у 80-90 процентов наших пациентов после лечения достигается стойкая ремиссия, главное вовремя его диагностировать и правильно лечить.

- Отличается ли форма онкологических заболеваний у детей и взрослых?

- Конечно. По сравнению с взрослым населением различается не только число страдающих от рака, но и виды опухолей. В нашем крае, как и во всем мире, детским онкологам наиболее часто приходится иметь дело с острыми гемобластозами, злокачественными образованиями центральной нервной системы - поражения головного и спинного мозга. Несколько реже поражается глаза, почки, кости и мягкие ткани. Опухоли, столь распространенные среди взрослого населения - рак желудка, кишечника, легких, - у детей встречаются крайне редко. Но встречаются.

- Почему совсем маленькие дети болеют раком? Ведь у них нет вредных привычек, как у взрослых? Кто в этом виноват - природа или родители?

- Существуют различные теории возникновения онкозаболеваний у детей. Одна из них - генетическая предрасположенность. То есть, если у одного из родителей имеется опухоль, есть вероятность, что ребенок будет предрасположен к этому заболеванию. Впрочем, наследственная предрасположенность к опухоли не всегда означает, что малыш заболеет раком - для этого чаще всего нужны еще и внешние причины.

Опухоль также может появиться у ребенка во время внутриутробного развития. Очень много зависит от состояния матери во время беременности, влияет и здоровье отца. Одним словом, чтобы обезопасить будущего малыша, родителям нужно постараться еще до возникновения беременности вести здоровый образ жизни, правильно питаться. И еще нельзя забывать, что чем старше родители, тем выше для ребенка риск заболеть злокачественной опухолью. Это особенно актуально, если вспомнить, что сейчас люди предпочитают обзаводиться детьми во все более зрелом возрасте.

Еще есть теория, связывающая возникновение опухолей с вирусами. Но это только теория. Причина же большинства злокачественных опухолей у детей до сих пор остается невыясненной. Если бы мы точно знали природу рака, то могли бы перейти на другой уровень лечения. Но пока у нас есть только средства, которые могут избавить ребенка от злокачественных новообразований - это химиотерапия, лучевое и хирургическое виды воздействий, иммунотерапия.

- За последние годы наши дети стали чаще болеть раком?

- Я бы не сказала. Слава Богу, за последние годы каких-то серьезных всплесков заболевания не наблюдалось. Все-таки активная пропаганда здорового образа жизни, которой стали уделять большое внимание, причем на государственном уровне, дает свои результаты. Люди стали меньше курить, употреблять спиртного, следят за качеством воды и продуктов, занимаются спортом.

- Если говорить о ранней диагностике рака у детей - на что родителям нужно обратить внимание? Ведь ребенок сам может не сказать о том, что у него что-то болит?

- Ранняя диагностика злокачественных новообразований у детей - это проблема огромная. В основном к нам поступают детки, у которых болезнь развилась до третьей-четвертой стадии. За более чем 20-летний стаж работы детским онкологом, у меня, если не ошибаюсь, только один раз был маленький пациент, у которого опухоль выявили на первой стадии.

Рак - коварное заболевание и в плане диагностики. Он часто маскируется под другие болезни, например, под респираторные инфекции. Забить тревогу нужно, когда заболевание не поддается стандартным методам лечения. В непонятных ситуациях всегда лучше сразу предположить худший из всех диагнозов. Ведь чем меньше стадия - тем проще и эффективнее лечение.

Также часто позднее выявление рака связано с нелюбовью наших граждан к посещениям врача в поликлинике: родители не хотят туда водить детей из-за очередей, распространения инфекций. Я очень рекомендую мамам и папам проходить все плановые профилактические осмотры, которые назначаются ребенку.

Стоит обратить внимание, если у малыша появилась повышенная утомляемость, бледность, рвота, головные боли, ухудшение зрения, припухлости на теле. Нужно немедленно обратиться к врачу. Еще раз хочу отметить, что если опухоль будет выявлена на первой или второй стадии, то вероятность ее излечения почти стопроцентная.

- Сегодня отделение детской онкологии и гематологии ставропольской краевой клинической больницы является основным диагностическим и лечебным центром для детей Ставропольского края с онкологической патологией и заболеваниями системы крови. Расскажите о нем подробнее.

- Отделение рассчитано на 30 коек, хотя сегодня проходят лечение 37 человек. Но это не значит, что все наши маленькие пациенты проходят основное лечение, некоторые получают поддерживающую терапию или госпитализированы для планового ежегодного осмотра. Наши палаты рассчитаны на два человека, обязательно с детьми находятся и родители. И это правильно. Лучше, чем мама никто не сможет морально поддерживать или ухаживать за ребенком. Родители очень внимательно следят за состоянием детей, они первые могут что-то заметить, обратить внимание на жалобы и своевременно обратиться к медицинскому персоналу за советом или помощью.

В нашем отделении лечат все виды рака и на всех стадиях. И если взрослого онкобольного с четвертой стадией заболевания зачастую даже в стационар не кладут, назначают палиативное лечение и отправляют домой, то принцип детской онкологии кардинально другой - спасать ребенка до последнего. Мы будем лечить и с поражением костного мозга, и с множественными метастазами. Конечно, многое зависит о локализации опухоли. Но сегодняшние суперсовременные схемы лечения позволяют нам смело говорить, что даже четвертая стадия онкологии лимфоидной ткани - это абсолютно не приговор. А прибавьте к этому, что детский организм намного крепче, они еще не имеют каких-то сопутствующих хронических заболеваний. Поэтому лучше переносят курсы химиотерапии - основного метода нашего лечения. Подтвердить диагноз нам помогают наши детские хирурги, лучевые виды воздействий наши пациенты получают в краевом онкологическом диспансере. А если требуется хирургическое вмешательство, то дети отправляются в ведущие детские онкологические центры России по квотам. Получить квоту нашим детям сегодня не проблема. Получают все и в кратчайшие сроки.

- А что делать, если болезнь лечению не поддается? Есть ли специальные службы, осуществляющие уход за ребенком на этом этапе?

- К сожалению, в нашем крае нет специального хосписа для онкологических больных, в том числе и детей. Считаю, что это большая проблема, которую врачи нашего отделения вместе с заведующим Александром Роговым пытаются решить. Дело в том, что практически все дети, которым уже невозможно помочь, уходят из жизни в нашем отделении. Понимаете, нет у нас моральных сил отправить безнадежного ребенка домой. Представляете, что предстоит пережить родителям? Как невозможно отправить домой и более взрослых детей, которые все понимают и спрашивают: «Это все? Вы больше ничем не можете мне помочь?». Поэтому мы всех, кто желает, оставляем в отделении. Хотя, положа руку на сердце, это не совсем правильно. Нельзя чтобы рядом находились мамы, дети которых только начали проходить лечение, и мамы тех детишек, кому помочь уже нельзя. Нельзя чтобы больные малыши понимали, что их товарищ по палате, с которым только вчера играли и общались, ушел из жизни.

К сожалению, нет у нас в отделении и психолога - вакансия остается открытой. Он необходим и детям, и родителям, и врачам. Многие родители тяжело переносят новость о заболевании своего ребенка, им не понятно, что делать дальше, как жить. Необходим такой специалист и подросткам, которые все понимают. И настроиться им без психологической помощи на борьбу с болезнью бывает очень нелегко.

- Галина Витальевна, а какие реабилитационные программы есть для детей?

- Мы сотрудничаем с центром им. Димы Рогачева в Москве. На его базе в городе Чехов открыт реабилитационный центр, куда, по желанию, наши дети уезжают даже целыми семьями. Обращение в подобные центры сегодня сведено к минимуму бюрократических процедур. Раньше это было проблематично, много бумажной волокиты. Сегодня родители сами могут заполнить анкету на сайте центра, а врачи впишут одну подтверждающую фразу, что ребенок действительно нуждается в реабилитации. Многие наши пациенты получают там помощь несколько раз в год. Занимаются с детьми, в основном, педагоги и психологи. В России есть много подобных центров, в которых наши детки проходят реабилитацию.

Кроме того, не один год в отделении успешно работают волонтеры под руководством Елены Коробченко, которая запустила городской благотворительный проект «Дети в больнице». Этот проект занял 1-ое место среди благотворительных проектов в Ставрополе. На призовые деньги было закуплено необходимое оборудование в отделение.

- Какие трудности ожидают ребенка, перенесшего онкологическое заболевание?

- Главная проблема - это психологическая изоляция. Иногда лечение занимает год - ребенок долгое время находится в кругу детей с похожими заболеваниями. Ему начинает казаться, что кроме этих детей, ни с кем не сможет дружить. Мы рекомендуем родителям после выписки, по возможности, водить ребенка в школу, хоть по несколько дней в месяц, отпускать на праздники, не ограничивать круг общения со сверстниками. Конечно, необходимо соблюдать меры предосторожности, но контакт нужен обязательно.

Мы стараемся расширить круг общения наших пациентов и в отделении. К нам часто приходят волонтеры, представители благотворительных организаций. Мы стараемся устраивать для детей праздники. А Дни рождения и Новый год отмечаем обязательно. К нам приходят клоуны, дед Мороз и Снегурочка. Стараемся помочь нашим детям переносить и процедуры, которые у нас очень неприятные. Например, в процедурном кабинете у нас установлен «Ящик Храбрости», по проекту «Дети в больнице», в котором находятся игрушки. И после уколов, капельниц, перевязок дети достают себе подарок.

- Часто ли детей увозят лечить за границу?

- Бывает. Но сегодня лечение в наших российских клиниках практически не отличается от того, которое проводят зарубежные врачи. Смотришь на схему лечения, которая была использована, например, в Израиле, и понимаешь, что такие же препараты назначают и у нас. Поэтому все-таки в большинстве случаев увозят лечиться за границу тех детей, для лечения которых мы исчерпали все свои возможности. Стараемся им помочь, хотя и понимаем, что лечение за границей тоже без гарантий... Но ведь ни один родитель никогда не смирится с тем, что его ребенку уже нельзя помочь.

- Вы как-то отслеживаете судьбу детей, которые у вас лечились?

- Конечно. Мы стараемся наблюдать всех наших пациентов, которым рекомендуем регулярно приезжать на обследования и консультации. Отрадно, что практически все наши подопечные регулярно и без напоминания приходят к нам на прием. Приезжают повзрослевшие, вместе с супругами и детьми, приглашают на семейные праздники.

Наша медицина сделала гигантский прорыв в лечении детской онкологии. Да, это - трагедия, испытание. В таких ситуациях, зачастую, идет проверка семьи на прочность, рушатся родственные связи...

Нужно жить, бороться, верить, не допускать отчаяния и не оставлять места сомнениям. Страшный диагноз - еще не приговор, точно вам говорю.

- Галина Витальевна, спасибо за интервью.

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
16 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.