Вы здесь

ПОДХОДЫ К ОТХОДАМ

Первые результаты и перспективы реализации на Ставрополье «мусорной реформы» обсудили на заседании в краевом центре представители жилищного ведомства, надзорных органов и депутаты.

Как было отмечено, в настоящий момент в стране идет рождение новой отрасли. Уже определены ее участники, бизнес демонстрирует готовность инвестировать в это направление. Однако, как это водится, на первоначальном этапе возникает немало проблемных вопросов и недоработок. На то, чтобы выстроить работу отрасли, как полагают эксперты, потребуется время. Причем не год и не два. Однако есть и положительные моменты.

«Мы вступили в реформу раньше других регионов, и это дало нам определенные преимущества. Даже то, что региональные операторы приступают к работе с разницей во времени, позволяет нарабатывать опыт, учитывать и исправлять допущенные ошибки. Кроме того, то, что край выступил в качестве пилотного региона, позволило привлечь более 100 миллионов рублей из федерального бюджета на рекультивацию старейших свалок в Светлограде и Кисловодске», - подчеркнул представитель ведомства.

В ходе заседания также поднималась тема необходимости закрепления административной ответственности потребителей за отказ заключать договор на вывоз ТКО. Подходы к корректировке законодательства прорабатываются как на краевом, так и на федеральном уровне.

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор Сергей Белевцев подчеркнул, что сегодня серьезная проблема - отсутствие ответственности за нарушение законодательства в сфере обращения с отходами.

«Работа проводится планомерно, выявляются несанкционированные свалки, собственники. Вначале идут методы убеждения, потом - методы принуждения, которые заканчиваются исками в суд. Хотелось бы, чтобы были четкие правила игры, закон, понятный как населению, так и тем, кто его применяет, и чтобы в КоАП была прописана серьезная административная ответственность за его нарушение», - поделился мнением прокурор.

Сегодня же, по его словам, можно открыть любую газету и увидеть объявления о быстром, качественном и недорогом вывозе мусора, который потом оказывается не на полигонах, а в лесополосах.

Не менее актуальный вопрос - донастройка нормативно-правовой базы в сфере утилизации отходов, не отнесенных к категории ТКО.

Как отмечали коммунальщики, особенно остро проблема стоит по строительному мусору и отходам жизнедеятельности животных в сельской местности. Первое - головная боль региональных операторов, второе - владельцев личных подсобных хозяйств. Жители по привычке выносят строительный мусор к контейнерам. Тогда как согласно закону, на вывоз такого рода отходов с региональным оператором должен заключаться договор на условиях дополнительной оплаты. Что касается навоза, то в качестве меры, хотя бы частично снимающей проблему его утилизации, селянам предлагается наладить сбыт таких отходов в растениеводческие хозяйства в качестве удобрения. Такая практика существует. Однако проблема в целом, безусловно, нуждается в проработке на уровне федерального законодательства.

А между тем на недавней коллегии генпрокуратуры РФ было сказано, что на территории России хранится свыше 30 миллиардов тонн отходов, то есть на каждого жителя России приходится примерно по 205 тонн мусора. И ежегодно этот объем прирастает еще на 4 миллиарда тонн. Содержащиеся на полигонах и свалках токсичные вещества угрожают жизни и здоровью более 17 миллионов человек. Только 40 процентов жителей страны пользуются чистой водой, и лишь 11 процентов стоков сбрасывают в водоемы очищенную воду.

«Прискорбно, что только 9 процентов отходов используется вторично. Хотя половина мусора - это бумага и металл, которые могут перерабатываться», - отметили сотрудники ведомства.

В ряде регионов вообще в ближайшее время может наступить мусорный коллапс.

«Мы там фиксируем катастрофическую исчерпаемость полигонов твердых бытовых отходов», - пояснили эксперты.

Как отмечали на коллегии, анализ практики прокурорского надзора показывает, что преступления против природной среды, несмотря на принимаемые усилия государственных органов и общества, по-прежнему распространены и обусловлены в первую очередь желанием хозяйствующих субъектов снизить затраты на соблюдение правил сбора и утилизации отходов.

Всего по итогам проведенных за два года проверок в стране выявлено 253 тысячи нарушений законов, внесено более 60 тысяч представлений, принесено около 12 тысяч протестов, в суды предъявлено 22,6 тысячи заявлений на сумму 3,5 миллиарда. К административной и дисциплинарной ответственности привлечена 61 тысяча лиц. По материалам прокуроров следственными органами возбуждено 135 уголовных дел.

Осуществляются и мероприятия по надзору за исполнением экологического законодательства. С 2016 года выявлено более 600 тысяч нарушений законов в сфере охраны окружающей среды, из них треть связана с оборотом отходов.

Судами удовлетворено 14 тысяч исков (99 процентов) о возложении обязанности по разработке схем очистки территорий населенных пунктов, рекультивации загрязненных земель, получении лицензии и другие.

Вместе с тем серьезную озабоченность вызывают объекты накопленного экологического ущерба. Многие хозяйствующие субъекты работают без утвержденных лимитов на образование отходов, положительного заключения государственной экологической экспертизы, лицензий и иных обязательных разрешений. Зачастую юридические лица игнорируют требования закона о внесении платы за загрязнение окружающей среды и представлении в уполномоченные органы статистической отчетности.

Кроме того, повсеместно на предприятиях не проводится производственный контроль, опасные отходы складируются в необорудованных местах, к работе с ними допускаются лица без специальной квалификации. Бывают и такие факты, когда на производствах не функционируют очистные сооружения. В результате загрязняются земли, поверхностные и подземные воды.

Практика прокурорского надзора свидетельствует, что не во всех регионах утверждены целевые программы по обращению с отходами, предусматривающие меры по экономическому стимулированию предприятий по переработке вторичных ресурсов и вовлечению их в хозяйственный оборот. На муниципальном уровне порой не принимаются меры по определению мест первичного и раздельного сбора бытового мусора, ликвидации несанкционированных свалок, скотомогильников.

Нарушения во многом обусловлены ненадлежащей организацией государственного надзора. Генпрокурор Юрий Чайка раскритиковал работу Росприроднадзора, Роспотребнадзора и правоохранительных органов по борьбе с нарушениями при обороте отходов. Роспотребнадзор не в полной мере исполняет функции по социально-гигиеническому мониторингу и нормированию на предприятиях и полигонах твердых бытовых отходов, а виновные незаконно освобождаются от административной ответственности. Росприроднадзор должным образом не обеспечивает проведение экологической экспертизы и лицензирование предприятий, не контролирует своевременность перечисления в бюджетную систему платежей за негативное воздействие на природную среду, не взыскивает причиненный экологический вред. Оперативно-розыскная деятельность по делам, связанным с незаконным оборотом отходов, фактически не проводится.

Похоже, выход в этой ситуации - идти по пути ужесточения законодательства.

Кроме того на коллегии дано поручение Генпрокуратуре совместно с минприроды и Росприроднадзором подготовить предложения, которые бы приравняли сброс стоков в водоемы к размещению твердых отходов.

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.