Вы здесь

ПОПРОСИЛИ НА ВЫХОД

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Большинству ставропольских ГУПов и МУПов в ближайшие годы придется уйти с рынка, а органы власти теперь не смогут приостановить решения ФАС, обжаловав их в суде. В начале 2020 года вступил в силу ряд новелл в антимонопольное законодательство. В чем суть поправок, для чего понадобились изменения? На вопросы корреспондента «Ставропольских ведомостей» ответил заместитель руководителя Управления ФАС по Ставропольскому краю Дмитрий Сапунов.

- Дмитрий Николаевич, в январе вступил в силу закон о запрете создания и деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках. Поправки были разработаны ФАС России, направлены на защиту локальных рынков от монополизации. Как считает антимонопольная служба, наличие унитарных предприятий несет негативное влияние на конкуренцию и порой ведет к монополизации рынков. Как много унитарных предприятий в Ставропольском крае? В каких сферах они действуют? Насколько велико их негативное влияние на конкуренцию?

- ФАС давно добивалась внесения изменений в это законодательство, дабы конкретизировать деятельность и роль унитарных предприятий, привести их в соответствие с требованиями нашей рыночной экономики, где все субъекты должны находиться в абсолютно равных условиях. Теперь все акценты расставлены. Дан исчерпывающий список отраслей и видов деятельности, где смогут осуществлять свою деятельность унитарные предприятия, поскольку не на всех рынках может быть создана или развиваться конкурентная среда. Есть, как вы знаете, естественные монополии. Услуги газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, транспортировки электрической энергии - это отрасли естественной монополии. Но такие рынки, где действуют естественные монополии, занимают все-таки меньшую долю в структуре нашей экономики.

Большинство сфер, где у нас сегодня функционируют унитарные предприятия - уже с развитой конкурентной средой. То есть присутствие на них ГУПов или МУПов неоправданно, оно негативно влияет на конкуренцию. Унитарные предприятия могут иметь некие преимущества по сравнению с другими участниками рынка. Например, связанные с вопросами выделения и предоставления имущества, получения дополнительного финансирования, в том числе из бюджета. И в итоге создается неравенство в конкурентной среде.

Новым законом установлено, что унитарные предприятия могут создаваться и функционировать для обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в ряде других исключительных ситуаций. В сферах развития культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей, в случаях осуществления деятельности за пределами Российской Федерации, для обеспечения функционирования ряда федеральных органов исполнительной власти, а также в области обращения с радиоактивными отходами, и в сферах естественных монополий.

В Ставропольском крае более 30 государственных унитарных предприятий краевого уровня и более 120 МУПов. На краевом уровне ГУПы действуют на рынках ремонта и содержания автомобильных дорог, жилищно-коммунального хозяйства.

На муниципальном уровне МУПы присутствуют на рынках оказания услуг ЖКХ, найма жилых помещений, торговли, приема платежей, транспортных услуг, архитектурного проектирования, в сфере ритуальных услуг, рекламы, услуг гостиниц, благоустройства и озеленения территорий.

Также установлена норма, что по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта РФ правительство страны вправе принять решение о возможности создания или сохранения унитарного предприятия для деятельности в сфере, не предусмотренной перечнем в законе.

- Сколько в итоге унитарных предприятий может остаться в крае к окончанию переходного периода - к январю 2025 года?

- Мы не беремся сейчас это прогнозировать. Реорганизацией ГУПов и МУПов будут заниматься их учредители. Какие-то предприятия, конечно, останутся, но только по тем параметрам, которые установлены новым законом.

- Еще один вступивший в силу документ исключает приостановку действия предписаний ФАС органам государственной власти и органам местного самоуправления. Ранее в случае обжалования предписания ФАС в суде его исполнение приостанавливалось до вступления решения Арбитражного суда в законную силу. Это касалось и хозяйствующих субъектов, и органов власти. Теперь же законом введено исключение из этого правила относительно органов власти. Насколько данные поправки актуальны для Ставропольского края?

- Это весьма актуально, поскольку мы выдавали и выдаем предписания органам власти. По статистике как территориальных антимонопольных управлений, так и ФАС России в целом, нарушения со стороны органов власти занимают чуть не половину от всех выявляемых нарушений за отчетные периоды. При этом часто эти нарушения затрагивают целые рынки и, естественно, отрицательно влияют на конкурентную среду.

В результате введения данных поправок будут оперативно устраняться нарушения на рынках и восстанавливаться конкурентная среда.

Судебное обжалование - это ведь дело не одного-двух дней, а порой нескольких месяцев. Иногда процесс занимает более года. И все это время продолжается нарушение антимонопольного законодательства.

В качестве примера можно привести наше разбирательство по поводу пассажирских перевозок на ряде городских маршрутов без проведения конкурсных процедур в Ставрополе. Мы этот факт выявили, вынесли предписание, что необходимо провести конкурс, но администрация краевого центра обжаловала наше решение. Несколько месяцев длилось разбирательство, и все это время имело место нарушение антимонопольного законодательства. В итоге суды подтвердили нашу правоту. Хотя администрация города наше решение в установленные сроки так и не выполнила. Пришлось привлечь к ответственности должностное лицо, оштрафовать, назначить новые сроки исполнения предписания.

Новация в законодательстве, о которой идет речь, особо актуальна в случае, если антимонопольная служба пытается предотвратить нарушение в проведении конкурса. Организаторы конкурса подавали в суд, и действие нашего предписания надолго приостанавливалось. А конкурс тем временем проводился с нарушением. Сейчас такие ситуации исключены.

- Зачем понадобились изменения, касающиеся необходимости указывания в заявке для участия в госзакупке страны происхождения поставляемого товара вне зависимости от применения национального режима и другие новшества в законодательство о закупках?

- Правоприменительная практика показывает слабые стороны законодательства, которые необходимо устранять, также есть и общественный запрос на корректировку тех или иных норм. Цель внесенных поправок в федеральный закон о госзакупках (№ 44 ФЗ) - облегчение процедур для государственных и муниципальных заказчиков, достижение их большей прозрачности.

Эти изменения тоже приняты по инициативе ФАС. Поправки будут введены в течение 2020 года. Часть их вступила в силу в январе, остальные начнут действовать с середины года.

Необходимость указывать страну происхождения товара связана с тем, что Российская Федерация в течение нескольких лет находится в системе международных санкций, и наше государство со своей стороны ввело санкции в отношении других стран. И вот эти новшества направлены на создание большего приоритета и преимущества товаров российского производства. (Если установлен национальный режим для иностранных поставщиков, для них действуют определенные льготы и преференции.) То есть эта норма направлена на поддержку наших отечественных товаропроизводителей при реализации ими товаров и услуг. Чтобы развивался наш реальный сектор экономики.

Также поправками, которые вносятся в № 44 ФЗ, вводятся дополнительные более комфортные условия для заказчиков, когда они осуществляют государственные и муниципальные закупки в целях реализации национальных проектов.

Еще одна существенная новелла - допускается закупка товаров до 3 миллионов рублей у единственного поставщика, если она будет совершаться в электронной форме по так называемым электронным магазинам. Сейчас предусмотрено создание таких электронных площадок - магазинов, где заказчик сможет оперативно приобретать необходимый ему товар. Это повысит эффективность, результативность и прозрачность закупок.

- В прошлом году российские регионы внедряли систему антимонопольного комплаенса в органах власти. Завершена ли эта работа в Ставропольском крае?

- В стране реализуется Национальный план развития конкуренции в РФ на 2018-2020 годы, утвержденный Указом Президента РФ. Среди его задач - сокращение нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти. Потому что, как я уже говорил, за ними - чуть ли не половина всех нарушений, которые выявляются. Для того чтобы поправить эту статистику, и было принято решение, что все федеральные и региональные органы власти должны ввести у себя систему антимонопольного комплаенса. В других странах она существует уже десятилетиями. Система антимонопольного комплаенса в органах власти обеспечивает внутренний контроль при принятии тех или иных решений либо при планировании и реализации тех или иных действий. Этим действиям сразу дается оценка на предмет их соответствия антимонопольному законодательству, и органы власти могут просчитывать риски, связанные с нарушением антимонопольного законодательства. В нашем регионе система внедрена и уже начала функционировать во всех органах госвласти. И в настоящий момент внедряется на уровне органов местного самоуправления.

Нарушения антимонопольного законодательства прямо влияют на развитие экономики. Невозможно развивать экономику без развития конкуренции. Система антимонопольного комплаенса, мы надеемся, будет способствовать дальнейшему снижению нарушений антимонопольного законодательства и, соответственно, уменьшению фактов антиконкурентного влияния органов власти на те или иные рынки.

К тому же Национальным планом развития конкуренции определено, что во всех регионах должны быть приняты свои стандарты развития конкуренции. В сентябре прошлого года в Ставропольском крае тоже был принят такой стандарт. В нем определены основные рынки - их более 30. И по ним прописаны конкретные алгоритмы и целевые показатели, направленные на развитие конкурентной среды. В том числе на многих социально-значимых рынках - в здравоохранении, образовании.

- Вы курируете работу Управления по такому направлению, как борьба с картелями. Каковы основные итоги этой деятельности в прошлом году?

- Минувший год для нас был особо плодотворным относительно пресечения картелей. Управлением было возбуждено несколько антимонопольных дел по статьям закона о защите конкуренции, который запрещает антиконкурентные соглашения. Был выявлен ряд картелей, и деятельность их пресечена. Если нарушение антимонопольного законодательства влечет в основном административную ответственность, то по фактам совершения картелей для должностных лиц предусмотрена уголовная ответственность по ст. 178 УК РФ. И на данный момент правоохранительными органами возбуждено три уголовных дела по фактам картелей, выявленных Ставропольским управлением ФАС. ООО «Инженер» и ООО «Кавказстройинвест» осуществляли антиконкурентные соглашения на поддержание цен на торгах в ходе закупок на рынке строительства. Опасность картелей в том, что они исключают возможность конкуренции, в том числе и ценовой борьбы. Начальная цена за счет антиконкурентных соглашений ООО «Инженер» и ООО «Кавказстройинвест» поддерживалась на максимальном уровне, что не позволяло экономить бюджетные средства. Хозяйствующие субъекты пытались обжаловать наше решение в судебном порядке, но получили отказ. По нашим материалам правоохранители возбудили уголовное дело в отношении директора ООО «Кавказстройинвест», депутата краевой Думы Алексея Назаренко. Сейчас оно рассматривается следственными органами.

Уже в стадии судебного рассмотрения другое уголовное дело в отношении четырех физических лиц по ранее вынесенному антимонопольным управлением решению, которым был установлен картель в действиях четырех индивидуальных предпринимателей и двух юридических лиц, действовавших на рынке оказания услуг поставки медицинских материалов. Этот картель существовал в 2015-2017 годах.

Еще одно уголовное дело возбуждено в декабре прошлого года в отношении участников рынка строительных и других видов услуг. Картель со стороны 24 хозяйствующих субъектов действовал при осуществлении государственных и муниципальных закупок.

Следует отметить: картели наносят наибольший урон экономике. На заседании Госсовета в прошлом году, который был посвящен как раз вопросам развития конкурентной политики, Президент страны особо акцентировал внимание на борьбе с картелями. Он сказал, что нам нужно перенимать опыт других стран, где преступления, связанные с картельной деятельностью, расцениваются по своей общественно-опасной значимости вторыми после государственной измены.

Владимир ФИЛАТОВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.