Вы здесь

ПРЕКРАТИТЕ ЭТИ РАЗГОВОРЫ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Как не попасться на уловки телефонных мошенников?

Ставрополье входит в первую пятерку регионов, наиболее интересных для телефонных мошенников.

Каждый день на территории края регистрируются преступления, связанные с телефонным мошенничеством. Их количество за год исчисляется тысячами. В текущем году - уже сотни совершенных преступлений.

Как защититься от мошенников, что необходимо знать, чтобы не стать их жертвой? Об этом на пресс-конференции в Ставрополе рассказали представители краевой полиции и Южного главного управления Банка России (Центробанка).

Женщинам
внимания больше

Телефонные мошенники стараются не отставать от времени, оттачивают свои методы, меняют тактику.

По статистике Центробанка, если ранее их атаки были направлены в основном на людей старшего поколения, то сейчас наблюдается некий крен в сторону более активного населения - граждан от 30 до 45 лет. При этом среди пострадавших от телефонных мошенников женщин больше, чем мужчин - 65 процентов. А в краевой полиции констатируют: жертвами злоумышленников сегодня становятся люди всех возрастов.

Самый распространенный вид телефонного мошенничества на данный момент - хищение средств с банковской карты. Как это происходит? Вот одна из самых часто используемых злоумышленниками схем, о которой рассказал начальник отделения по общеуголовным преступлениям контрольно-методического отдела Главного следственного управления Главного управления МВД России по СК Юрий Гунько.

Гражданину - держателю карты (неважно какого банка) поступает звонок на сотовый телефон. Тот, кто звонит, представляется сотрудником службы безопасности кредитного учреждения и сообщает абоненту, что с его счета только что пытались списать денежные средства. Или говорит, что кто-то хотел осуществить покупку с его банковской карты или сделать перевод некоему лицу. При этом называются какие-то далекие города, где проживает абонент, которому будто бы пытались перевести деньги. «Сотрудник службы безопасности» уточняет у владельца карты, действительно ли он совершал какие-то операции? Потенциальная жертва, разумеется, отрицает факт. Тогда звонивший успокаивает испуганного клиента: банк готов открыть специальный счет, куда тот может перевести свои средства. На время «хакерских атак». Пока, мол, кредитное учреждение не «разрулит» ситуацию.

Человека просят сообщить данные банковской карты: ее номер, код безопасности (на обороте карты из трех цифр), а также цифры шифра, который придет по СМС. Якобы эта информация нужна, чтобы заблокировать операцию. Или для того, чтобы вернуть обратно денежные средства, которые, как пугают мошенники, уже даже перевелись на чужой счет.

И в итоге собеседник на другом конце телефонной линии получает запрашиваемую им информацию, то есть владелец карты дает ему допуск к своему банковскому счету.

Списание средств мошенниками происходит очень быстро. В течение нескольких минут деньги уходят с банковской карты, а затем переводятся еще на несколько счетов, чтобы запутать следы. И на тех счетах похищенные средства не лежат, сразу же обналичиваются и тратятся.

В дальнейшем, если держатель карты или уже полиция обращаются в службу безопасности банка, то кредитное учреждение может предоставить данные только первого счета, куда ушли деньги, а дальнейшие счета на пути движения средств принадлежат уже другим кредитным учреждениям.

Вернуть деньги, похищенные с банковской карты, практически невозможно, за редким исключением.

Поэтому необходимо проявлять особую бдительность в таких ситуациях, не поддаваться на уловки мошенников, не делиться с неизвестными людьми данными своей банковской карты.

Звонки издалека

А бывает ли действительно такое, что сотрудники банка звонят по поводу данных банковской карты? Могут ли они спрашивать номер карты и срок ее действия, код безопасности карты (CVC, CVV, CVP)?

- Такого никогда не может быть, - отвечает заместитель управляющего отделением Ставрополь Южного главного управления Банка России (Центробанка) Игорь Шапин. Сотрудники банка могут звонить клиентам, например, с предложением каких-то новых продуктов, но никогда не будут задавать вопросы, связанные с данными, которые позволяют войти в личный кабинет и снять денежные средства.

Дело в том, что банкам вообще не нужны данные карты для приостановки операций по счету. Законодательство позволяет сотрудникам кредитного учреждения, если они видят какую-то нехарактерную, подозрительную транзакцию, приостановить ее до двух дней, никуда не обращаясь. Операция будет продублирована, если выяснится, что клиент действительно собирался ее провести. Но банки никогда не будут запрашивать информацию для приостановки счета.

Как правило, телефонные мошенники звонят в неурочное время, рано утром или поздним вечером, когда человек не вполне готов к такому разговору, не ожидает его. И манера ведения этих разговором может быть разной. Либо напористой, призывающей к быстрым действиям, мол, если вы сейчас не отреагируете, то деньги пропадут. Или, напротив, злоумышленники не торопясь могут задавать много вопросов, чтобы таким образом усыпить бдительность собеседника. Но среди множества вопросов будут и вопросы о данных банковской карты.

- Поэтому как бы ни пытались вас убедить мошенники, уверяя, что с вашего счета пытаются списать деньги и вы можете потерять средства, не поддерживайте этот разговор, прекращайте, - призывает представитель Центробанка. - Положите трубку, отключите связь. Уж если у вас остались сомнения по поводу того, кто вам звонил о состоянии счета, наберите номер телефона колл-центра, указанный на обороте банковской карты, и получите разъяснения. Если вы уже, не дай Бог, какую-то информацию передали мошенникам, незамедлительно блокируйте карту. Потому что списание средств с вашего счета может произойти мгновенно, максимум - в течение нескольких минут.

Кто-то думает, что если после разговора с предполагаемым телефонным мошенником сразу же позвонить в полицию, то злоумышленника можно задержать. Но это не так. Такие преступления не раскрывается по горячим следам.

По словам еще одного представителя краевой полиции - начальника отдела по борьбе с мошенничествами общей уголовной направленности Управления уголовного розыска Главка Карена Данилова, согласно статистике раскрытых преступлений, практически все мошенники, которые действуют в отношении держателей банковских карт Ставропольского края, находятся за пределами нашего региона. Их задерживают в Челябинске, Волгограде, Ростове-на-Дону, Москве. В прошлом году из 56 регионов РФ были совершены преступления в отношении ставропольцев - держателей банковских карт.

Тем не менее раскрываемость с каждым годом растет. В составе краевой полиции создано специализированное подразделение, которое борется с телефонным мошенничеством. Действует оно довольно эффективно.

Где крадут
персональные данные?

А как наши персональные данные попадают к мошенникам? Откуда они знают имена и отчества держателей карт, которым звонят?

Конечно, имели место случаи утечки информации с баз данных кредитных учреждений. По словам Игоря Шапина, финансовый сектор наиболее подготовлен к защите информации, поэтому утечки там больше связаны не с технической неподготовленностью кредитных организаций, а с человеческим фактором.

Кражи данных также могут быть и в торговых предприятиях, которые распространяют карты лояльности среди своих клиентов, предлагая для этого заполнить анкету; и в интернет-магазинах, в которых граждане совершают покупки. Не везде политика конфиденциальности - на должном уровне.

Поэтому гражданам следует проявлять большую осторожность, когда они распространяют персональную информацию о себе, заполняя разные анкеты, когда пользуются непроверенными интернет-ресурсами.

Игорь Шапин напомнил, что у владельца карты есть право обратиться в кредитное учреждение по поводу того, что операция была совершена без его ведома. Банк рассмотрит заявление, и если все действительно окажется так, как говорит клиент, ему вернут денежные средства. Но обратиться в банк можно не позднее дня, следующего за тем, когда поступило СМС-уведомление о списании денежных средств по операции, которую владелец карты не совершал. И второе - человек сам не должен скомпрометировать свои персональные данные. Это, например, если вы хранили в кошельке банковскую карту, на которой написан пин-код, а потом у вас этот кошелек похитили. Или вы кому-то давали пользоваться своей банковской картой, сообщили этому человеку пин-код. В таких случаях надеяться на возврат средств не стоит.

Если сотрудникам банка удастся доказать, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, то деньги, списанные со счета без согласия человека, банк возмещать ему не должен.

Случается, что гражданин дает позвонить какому-то знакомому свой телефон, к которому «привязана» банковская карта, а тот переводит денежные средства владельца аппарата на необходимый номер, удалив потом сообщения об этой операции. Естественно, в этом случае банк не вернет деньги, потому что клиент сам передал свою информацию другому. То есть операция была совершена, по сути, с его ведома.

Очень важно, чтобы абонент, перестав использовать телефонный номер, «отвязал» от него мобильный банк. Поскольку другие люди, к которым потом попадает этот номер, увидев, что он прикреплен к чужой банковской карте, могут этим воспользоваться.

Под угрозой -
все возрасты

Преступники разрабатывают схемы, ориентированные на возрастные группы людей. На пожилых граждан, на молодежь.

К пенсионеру могут обратиться по поводу того, что ему положена компенсация за ранее приобретенное лекарство. Дескать, полгода назад вы покупали медпрепарат, а это был не настоящий препарат, а фальсификат. Теперь, мол, полиция задержала преступников, которые этим промышляли. Сейчас ведется следствие, а вам положена компенсация. Размеры компенсации называются порой очень большие - до нескольких сотен тысяч, а то и до нескольких миллионов рублей. При этом пожилому человеку предлагают внести некую сумму. Предлоги бывают разные. Например, необходимо заплатить за визит курьера с охраной. Или за аренду резервной банковской ячейки, куда будут помещены деньги. Или это, мол, процессуальные издержки. В итоге у пенсионера выманивают средства, а компенсации, конечно, никакой никогда ему не будет.

Или вот уже хорошо известный сценарий с автоаварией. Один мошенник играет роль сына или внука, который устроил ДТП, и просит по телефону маму, папу, бабушку или дедушку помочь деньгами, чтобы не заводили уголовное дело. Другой участник криминального «розыгрыша» - «сотрудник полиции», который подтверждает потенциальной жертве факт аварии и необходимость внесения денег за невозбуждение уголовного дела.

Как действовать в этом случае? Немедленно положить трубку и тут же позвонить родственнику, который якобы попал в переплет, и уточнить где он сейчас находится, все ли с ним в порядке.

А при купле-продаже на интернет-площадках жертвой преступников может стать каждый независимо от возраста. Целью «потенциальных покупателей» выставленного вами товара может быть не его приобретение, а похищение средств с вашей банковской карты. Тем же озабочены и лжепродавцы. Никогда не вносите задаток, пока реально не увидите товар.

Мошенники в своих преступных схемах используют психологическое давление, манипулируют сознанием, но очень часто граждане сами виноваты. Многих губит желание разбогатеть на халяву. Люди забывают, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Когда они слышат о каком-то выигрыше, призе или что им полагается крупная компенсация за ранее приобретенный дорогой медпрепарат, они теряют голову.

Владимир ФИЛАТОВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.