Вы здесь

ШКОЛА КОРОНАВИРУСНОГО РЕЖИМА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Итак, прошло 20 сентября, и вот-вот наступит октябрь, а школы вопреки курсирующим слухам на удаленку так и не перевели. Во всяком случае, де-юре. И чисто теоретически мы каждое утро совершаем все тот же родительский моцион, когда в 7:00 подъем, затем утренние процедуры и завтрак, выслушивание капризов «я не хочу» и «почему сегодня понедельник, вторник, среда...», а в 7:45 выход из дома. Казалось бы, обычный учебный день, идущий по четко заданной схеме в четких временных рамках и с четким пониманием, что будет дальше. За что мы всегда и ценили современное школьное образование - за преемственность и традиции. За ту абсолютную незыблемую уверенность, что наши дети, как и мы, будут так же носиться по школьным коридорам, клянчить, чтобы пораньше забрали с продленки, посещать кружки, а уроки у первоклашек будет вести один и тот же учитель, но...

Может, де-юре российское образование все то же. И школа стоит на том же месте. И работают в ней все те же педагоги. И цвет формы не изменился. Однако де-факто в нынешнем году школа, в которую пришли учиться наши дети, совсем другая. И начинается не с веселого ребячьего гула на порожках, а с зычных призывов учителей: «Детки, не сбиваемся в кучи. Каждый класс разошелся по своим квадратам, расчерченным на асфальте. Не выходим за периметр».

Право, это уже даже не школа. А какая-то зона особого режима. Коронавирусного. Когда гнетущее впечатление усиливает дальнейшая команда: «А теперь оголите правые ручки. Сейчас температуру мерить будем». И начинается новый круг ада, в котором бедные учителя с выданными бесконтактными термометрами должны и на табло смотреть, и его показания в журнал фиксировать. Термометров же не всегда хватает. Те же, что есть, порой зависают, и прибор нужно хорошенько обо что-то стукнуть, чтобы «система» заработала. Причем у одного и того же ребенка «свой» градусник может показывать 35 градусов, а «соседний» и вовсе 31,5. Одним словом, отечественный хай-тек.

К этой суматохе добавляются еще и родители, любопытства ради интересующиеся: «А сколько там у моего Петеньки, Васеньки, Машеньки набежало?» И хорошо, если термометр показывает пусть и не однозначные, но все же цифры до 37 градусов - прямой код доступа в школу за знаниями. Выше же - поздравляем, вас ожидает новый круг ада. Ибо если в прошлой жизни 37 градусов никого бы не смутили, в нынешней - это веский повод вызвать медсестру, поднять переполох, отвести ребенка в сторону и через пять минут повторить процедуру снова. Уже под родительские истерики, что «Юрик здоров как бык, просто бегал и вспотел, отсюда и результат». Да и вообще «вести его некуда, я с вашей термометрией и так на работу опаздываю».

Впрочем, помимо Юрика в каждом классе находится еще и Костик, который вдруг начинает шмыгать носом и подкашливать. Без температуры, но подкашливать. Под перешептывания других родителей и вялые оправдания мамы ребенка, дескать, ничего страшного, мы - аллергики, и на ту же амброзию такие спонтанные приступы сухого кашля для ребенка обычное дело. На что тоже сейчас желательна справка. Потому что если в одних школах устные объяснения проходят на ура, то в других действует такой санитарный фильтр, что позавидуют в чумных лабораториях. «Если прошлой весной мы на легкое недомогание даже не реагировали, собирались и молча шли на уроки, теперь каждый чих - повод задуматься», - сетуют родители.

Вы удачно прошли термометрию? Не спешите выдыхать. Учительско-родительский квест «Добраться до дверей кабинета» еще не закончился. Поскольку дальше всех ожидает испытание так называемым «организованным проходом». Если вкратце, то сегодня за каждым классом закреплено отдельное время, когда ученики должны зайти в школу. По большому счету, это пять-десять минут, в течение которых дети должны пройти через дверной проем, раздеться, переобуться и покинуть холл! И это то самое «разделение учебных потоков», чтобы школьники вроде как не пересекались. Но если старшие классы все делают организованно и быстро, то активная и шустрая малышня не будет послушно стоять в очерченном им квадратике и безропотно ждать своей очереди.

Скорее наоборот, подобные границы вызывают стойкое и непреодолимое желание их нарушить. И вопреки тем самым призывам дети дружно носятся по прилегающей территории, учитель уже весь издерган, сорвал голос, а родители пытаются поймать и водрузить на место непослушное чадо до начала «организованного прохода». Маленькая ремарка - это если родителям разрешают находиться рядом с детьми. Как правило, взрослые «кучкуются» за воротами школы и оттуда пытаются дать ц/у своим детям. А поскольку учеников много и каждый хочет докричаться до своего - шум стоит адский.

И вообще, нам повезло, что в нашей школе одна смена. Плюс есть пожарные входы и выходы, позволяющие администрации скорректировать не только время приема детей, но и само место входа, потому что начальные и старшие классы заходят с разных дверей. Поэтому школьных «пробок» не образовывается. Однако процесс становится тем «увлекательнее», если речь идет о школе, где обучение проходит в две смены или здание состоит из двух корпусов, и тогда сие «вавилонское столпотворение» как по объективным, так и субъективным причинам может растягиваться на часы.

Хорошо, сейчас на улице тепло. Но скоро похолодает. И дети все так же будут кочевать из одного здания в другое или дожидаться под промозглым ветром и дождем своей очереди войти в школу? И где здесь про безопасность и здоровьесбережение, снова и снова задаются отнюдь не праздным вопросом семьи.

Тем более что холода в тот же Ставрополь уже приходили. И учителя уже столкнулись с дилеммой, что хуже: нарушить инструкцию и получить выговор или простудить детей, пришедших в легких блузочках с коротким рукавом. Каждый выбрал свое. Пока родители в школьных чатах не скупились обсуждать как бессмысленность подобных коронавирусно-бюрократических ограничений, так и их откровенную вредность. Ибо ковидом ребятня, может, и не заразится, зато подхватить простуду все шансы есть. Вон как ежатся под промозглым ветром и переминаются с ноги на ногу, пока учитель нервно поглядывает на часы.

Но вот толпа двинулась с места. Все выдохнули. И вдохнули снова, когда через пять минут на телефоны пришло новое смс. Теперь с сюрпризом от родительского комитета. Мол, уважаемые родители, сегодня вместо четырех уроков три. Забираем в 10:20.

Впрочем, «сюрприз» оказался и не сюрпризом вовсе. Сюрприз носит разовый характер. Тогда как минувший месяц обучения показал, что о стабильности можно забыть. «День прошел - и ладно», - пожалуй, на таком принципе сегодня зиждется весь образовательный процесс. Когда никто не знает, что будет завтра. Учителя тоже люди. И тоже болеют. Кто-то пневмониями, ОРВИ, коронавирусом... И да, в требованиях Роспотребнадзора черным по белому прописано, что в случае, если ковидом заразится учитель, школы и отдельные классы закрывать на карантин не будут, на замену школьникам должен прийти другой учитель. Не написано только, где его взять, когда из педагогического штата сезонные болезни выкосили треть сотрудников. А оставшиеся в той же начальной школе учителя разрываются между своими классами и «подкидышами», привыкшими к другой манере изложения темы, другой программе и т.д. А еще есть дежурство по школе, дежурство в столовой, та же термометрия и куча других возложенных на педагога «добровольно-принудительных» обязанностей и обязательств.

Поэтому два урока рисования за день? Вау, как круто! Английский в первом классе обычной среднеобразовательной школы? Зато «хау ду ю ду» теперь знаем, как переводится. Сказки на математике? Ну, три же поросенка было и одна репка? Дареному коню, как говорится... Редкая школа сегодня не работает в авральном режиме, и зачастую занятия вовсе приходится отменять, если заменить некем. Например, у моей старшей дочери еще не было ни одного урока физики. У ее подруги из другой школы - химии. Девчонки шутят, мол, «давай чередовать наши школы». Вроде бы шутка, но бог его знает, чем она обернется через месяц-другой новых образовательных реалий.

Но вместе с тем все прекрасно понимают, что такой расклад все же на порядок лучше дистанционки. Прошлый учебный сезон показал, что вопреки заверениям чиновников мы оказались к ней банально не готовы. Ни дети, ни родители, ни сами учителя. Последние сегодня проводят так называемые проверочные тесты по остаточным знаниям, и... Кто-то просто хватается за голову, другие в открытую разрешают ученикам все списывать из Интернета, чтобы потом самим не писать объяснительные, что пошло не так и почему ребенок прошлой весной не смог освоить сложнейшие математические темы самостоятельно. Да потому что это сложнейшие математические темы. И ни одна геометрическая теорема на слух не воспринимается. Для качественного объяснения нужен живой контакт с детьми, а не на экране смартфона.

Контакт, который худо-бедно, но есть сегодня и который никто не готов потерять. Ведь как бы мы ни ругали традиционное образование, все же оно дает тот базовый уровень знаний, необходимый для дальнейшего рывка вперед. Кто захочет взять удочку - ее возьмет. Нужно просто научить брать. И истоки этого умения закладываются в начальной школе. Почему и тревожно за детей, кто только пришел учиться и получил исковерканный вариант образовательного стандарта. В котором уроки не уроки, задают одно, спрашивают другое, родители объясняют третье и при этом во время домашнего задания кричат, психуют, костерят школу и учителей, за которых «не нанимались выполнять их прямые обязанности». Да и вообще «им не нужно строение цветковых растений», «в гробу они видели достопримечательности Москвы» и вообще первый раз слышат о схеме слова, составе числа и анализе сказки. «В общем, так своей долбанутой учительнице и передай». «Какой из трех, что ведут уроки?» «Всем подряд».

А теперь вопрос на засыпку. Сколько при таких исходных данных у первоклашки шансов полюбить школу? Школу, в которой больше нет и полноценных перемен, и той самой свободы передвижения, когда можно было кататься на перилах, знакомиться с ровесниками из параллельных классов, лететь гурьбой в столовую. Да, школа стала другой. В коридорах и на переменах теперь там пусто. Вместо детей по ним бегают учителя. Тоже, к слову, очередные антикоронавирусные реалии.

По новым санитарным правилам за каждым классом закреплены отдельные кабинеты. И теперь уже не ученики ходят к педагогам, а учителя идут к детям и тащат за собой охапки тетрадей, раздаточный материал, карты, всевозможные наглядные пособия.

«Сегодня прошел первый рабочий день. Дети и учителя очень устали от жары. А еще от постоянного нахождения в классе дети потеряли настроение и желание что-либо делать. Учителя устали так, как будто отработали четверть. Лично я «намотала» такой пробег по школе, что, кажется, стерла ноги по самые колени. Растеряла часть своих вещей по классам. Просто кошмар. Верните нам нормальные условия работы и учебы!»

«У нас в колледже та же ерунда теперь. Причем корпуса, где располагаются обучающиеся, находятся в разных концах города. Быстрым шагом идти минут 20. Плюс вещи свои тащить. А если ветер, дождь, снег? За первую неделю учебы двое преподавателей ушли с давлением на больничный из-за таких марафонов».

Надо ли говорить, что подобными историями сегодня завалены учительские чаты. Как и рассказами, что на самом деле нагрузка растет с каждым годом. Ведь педагогов не хватает, а тут еще новаторы с легкой руки разрешили совмещать онлайн- и офлайн-обучение. Следовательно, рабочий день стал еще длиннее и интенсивнее. Отразится ли это на зарплатах? Забыли коронное «учитель - это призвание»?

Которое не позволяет школе и содержать отдельный штат педагогов для группы продленного дня. По сути, в отдельных учреждениях от продленки осталось одно лишь название. Ведь если раньше от каждого класса после уроков оставались человек 10-12 и всех ребят потом объединяли в большие группы, то сегодня действует принцип «одна группа - один класс». Понятно, что на все «группы» воспитателей не наберешься. И их функции взяли на себя все те же учителя. Правда, с маленькой ремаркой. В отдельных школах продленка длится максимум до 14 часов. Которые никак не спасают, если родители работают до 18:00 и нет ни бабушек, ни дедушек. Зато есть полная неопределенность - как быть дальше? То ли объединяться с другими мамами в группы, когда дети кочуют по дням из одной квартиры в другую. То ли искать официальные группы дневного пребывания детей, но где брать на них деньги? То ли самой бросать работу, но на что жить? В общем, куда ни кинь - всюду клин.

Право, если здравоохранение вступило в коронавирусные реалии со скрипом, то образование к ним вовсе оказалось не готово. И даже не столько технически, сколько морально. Хотя, казалось бы, у нас опять-таки было время и печальный опыт прошлого учебного сезона, чтобы за лето провести работу над ошибками и перестроиться на новую школьную действительность. На что потратили мы эти три месяца? На техническое оснащение. На игру в борьбу с коронавирусом, что по большому-то счету является и не образовательной задачей вовсе. Главная задача школы - заинтересовать ребенка, привить ему любовь к знаниям, желание учиться. Справились ли с ней? Вопрос остается открытым. Как и то, чем аукнется нам новый формат обучения. Вместо того привычного, что мы пока не можем себе позволить.

Марина Кандрашкина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 10 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.