Вы здесь

Коль священником ты будешь, об актрисах позабудешь

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Наверное, никто не станет спорить с утверждением, что вся наша жизнь состоит из стереотипов. К примеру, моя подруга однажды сказала:
- Я никогда не буду встречаться с семинаристом и, тем более, не выйду за него замуж.
- Почему? - поинтересовалась я.
- Они такие скучные. Ни о чем не могут говорить, кроме как о Библии и Священном писании. Их женам даже нельзя краситься и носить брюки. Только и делай, что сиди дома, рожай и воспитывай детей.
Еще помню, когда я училась в школе, двое ребят собирались поступать в семинарию. Ничего, кроме смеха и издевок у одноклассников, их решение не вызывало. Это, наверное, и послужило причиной тому, что они пошли учиться в светские вузы.
Чтобы разрушить или подтвердить устоявшиеся стереотипы о семинарии и семинаристах, я отправилась в Православную Ставропольскую духовную семинарию.
Дан приказ ему в приход
Трехэтажное здание Ставропольской семинарии (СтДС), расположенное рядом с Андреевским собором, сравнительно новое. Оно было построено в 1988 году. П-образное строение вмещает в себя лекционные аудитории, общежитие, трапезную, библиотеку и храм. История учебного заведения насчитывает порядка 158 лет. Образование семинарии в краевом центре произошло практически одновременно с формированием Ставропольской епархии. В первые годы, помимо богословских предметов, будущим священникам здесь преподавали осетинский, татарский, калмыцкий и другие языки для миссионерской деятельности среди местного населения. За свою историю семинария пережила два закрытия. Первый раз - в 20-е годы большевиками. Через 28 лет, в год 100-летия, открыта снова. В 60-м ее опять закрыли. В 1990 она снова открыла двери для студентов.
За время своей работы учебное заведение выпустило несколько тысяч священников, регентов, иконописцев и преподавателей. Самые известные из них - митрополит Гедеон (Докукин), архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Завгородний), регент хора Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Матфей (Мормыль).
Несмотря на то, что Ставропольская семинария - единственная на Юге России, она все же считается провинциальной. Конкурс среди абитуриентов стабильный - 2 человека на место.
- Был период, - рассказывает проректор семинарии игумен Роман (Лукин), - когда молодежь к нам приходила без конкретной цели. Ради интереса. Они знали о пасторском служении из книг и по рассказам знакомых. Нынешний набор показал, что эта «мода» прошла. Юноши и девушки приходят после длительного несения послушания из Краснодарского и Ставропольского краев, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Азербайджана. Практически у всех есть рекомендация приходского священника на их «пригодность» к служению.
Кстати, эта рекомендация является чуть ли не основным фактором, определяющим, примут ли абитуриента в духовную семинарию или нет. Еще в приемную комиссию надо предоставить справку о среднем полном образовании, автобиографию, справку о крещении и от врача. Если у претендента на поступление не будет музыкального слуха, ему семинаристом не стать. Священником также не может быть человек, имеющий физические недостатки или увечья.
На вступительных экзаменах будущие семинаристы молитвы читают наизусть и демонстрируют знание Закона Божьего. На 4 факультетах: пастырском очном и пастырском заочном, регентском (где готовят будущих руководителей церковных хоров, в основном, девушек) и иконописном сейчас учатся 342 студента. Вступительные экзамены на 2004-2005 учебный год по традиции проходили после православного праздника Преображения Господня, и через неделю поступившие семинаристы уже начали посещать первые лекции.
- В этом году к нам пришла в основном молодежь. Но есть шесть человек, у которых за плечами высшее образование, - рассказывает проректор игумен Роман.
Режим дня у семинариста почти как у курсанта военного училища. Ни минуты без дела. 7-00 - подъем, 7-45 - утренняя молитва и завтрак, 9-00 - лекции. В обязательные предметы входят «Священное писание», «Догматическое и сравнительное богословие», «Искусство говорить проповедь», «История Русской Православной Церкви», «История государства Российского», философские дисциплины, «Русская религиозная мысль», «Экономика прихода». После обеда ребятам и девушкам дается 2 часа свободного времени, которые они могут потратить на свое усмотрение. Чаще всего это прогулки по городу или чтение книг. Потом факультативы и спецкурсы. В этом году к необязательным предметам добавилось изучение древнееврейского и арабского языков. Всего в учебном курсе несколько языков: латинский, греческий, английский, испанский и другие. Спецкурсы по актуальным темам читает ректор семинарии епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Воскресенье - выходной.
Меня интересует вопрос: от чего приходится отказываться семинаристам?
- От безнравственной жизни, - отвечает игумен Роман, - юноши и девушки не употребляют алкоголь или наркотики, не ходят на дискотеки. В остальном у них полная и насыщенная жизнь.
Это, естественно, не все. Есть еще несколько пунктов, в которых надо себя ограничивать. В первую очередь, это одежда. Мальчики на занятия должны ходить в подрясниках - черных длинных платьях, девочки - в длинных юбках и светлых кофтах. Никакой косметики и брюк. На голове - обязательно косынка. Пока форму для девушек не ввели, но в столичных православных учебных заведениях она есть - длинные черные платья с пышным белым воротником. В Ставропольской духовной семинарии на такую «спецодежду» пока нет денег.
Вообще, что касается материального вопроса, то для учебного заведения это больная тема. Живет семинария на пожертвования приходов и родственников студентов. Но, по словам отца Романа, о введении платного обучения нет и речи.
- Служение священника основано на призвании, поэтому мы не можем отказать ребятам, которые не способны платить. К сожалению, нам не помогают государственные и коммерческие структуры. Сейчас, к примеру, семинарии нужны теплые одеяла, а взять их негде. Семинаристы находятся на полном церковном обеспечении: питаются в трапезной и живут в общежитии.
Несмотря на это, в семинарии уже есть следы технического прогресса. В прошлом году СтДС подключилась к системе дистанционного обучения Московской семинарии, с преподавателями и студентами которой можно теперь общаться в реальном времени через спутник. Есть здесь и компьютерный класс, правда, к Всемирной сети Интернет еще не подключились. Это и дорого, и лишний соблазн.
Срок обучения в семинарии на пастырском отделении 5 лет, на регентском - 3 года. По окончании учебного заведения будущий священник получает диплом, но - негосударственного вуза.
- Министерство образования предложило нам ввести новую специализацию «Теология» и получить статус государственного учебного заведения, - продолжает проректор отец Роман, - но мы не пошли на этот шаг. Пришлось бы сократить втрое богословские предметы, а они очень важны в процессе обучения.
Вместо виньеток, как принято в светских учебных заведениях, на «выпускной» здесь пишут икону со святыми покровителями всего курса. Она затем хранится в семинарском храме. Есть здесь и свой музей. В нем развешены иконы, подаренные управлением Федеральной службы безопасности, епископом Феофаном и таможней. Последняя, кстати, преподнесла в дар самые старые и ценные образы, изъятые при досмотре у пассажиров.
Немаловажный факт из жизни семинарии: по ее окончании будущий священник по распределению направляется в один из приходов епархии. Отказов здесь не бывает - семинаристов сразу готовят, что выбор будет сделан за них. В январе прошлого года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал договор с Министерством обороны о предоставлении отсрочки от службы в армии священнослужителям и учащимся религиозных учебных заведений. Раньше выпускники семинарии шли служить простыми солдатами, но сейчас у них появился выбор - альтернативная гражданская служба.
Окончание учебного заведения еще не означает присвоение священного сана. Его еще нужно заслужить. А также - определиться с личной жизнью.

«Монашки идут!»
21-летняя Ангелина Завертяева - студентка 3 курса регентского отделения Ставропольской духовной семинарии. Симпатичная русоволосая кисловодчанка одета в белую кофточку и длинную черную юбку. Ее отец - священник, поэтому в выборе жизненного пути родные полностью поддержали. Из 9 детей в семье только она выбрала для себя в качестве профессии деятельность, связанную с церковью.
- Я с детства ходила в храм и не потому, что меня заставляли родители, - говорит Ангелина, - мне нравилось петь в хоре. Когда встал вопрос выбора дальнейшего пути, я уже и не сомневалась, что пойду в семинарию. Со здешней обстановкой свыклась очень быстро.
В группе с Ангелиной обучается 13 девочек. По ее словам, все они чтут церковный устав. В случае конфликтов всегда обе стороны идут на примирение и просят друг у друга прощения. Интересы у студенток похожие, поэтому после поступления они сразу подружились. Друзья из другой, «мирской» жизни отошли на второй план. В расписании девушек основные предметы - «Управление церковным хором», «Сольфеджио», «Дирижирование» и игра на фортепиано. Гардероб у студенток небогатый и однотипный. Перед поступлением всем девушкам были зачитаны правила поведения в учебном заведении, где форма одежды была строго оговорена: белый верх, черный низ. Ее меняют только при выходах в город.
Одногруппнице Ангелины - Жене Костыревой - 19 лет. Она приехала из Карачаево-Черкесии. Ее родители - православные люди, но непосредственно к церкви не имеют отношения. Папа Жени - электрик, мама - домохозяйка. Дома у нее остались 6 братьев и сестер.
- Не знаю, как другие, но я никогда не сталкивалась с негативным отношением к учащимся семинарии, - рассказывает будущий регент церковного хора Женя Костырева, - бывало, конечно, когда мы выходили всей группой в длинных юбках и платках, нам в след кричали: «Смотрите, монашки идут!» Не могу сказать, что это приятно. Многие спрашивают, ну как вы там, не надоело? Я отвечаю - нет. Это мое призвание.
После вопроса о взаимоотношениях с противоположным полом девушки еле заметно краснеют.
- Пока мы не задумывались об этом, - говорит Ангелина,- некоторые девочки выходят замуж, когда учатся. Кто-то находит свою судьбу за пределами семинарии. В основном, останавливают свой выбор на парнях, которые учатся здесь - проще найти общий язык.
21-летний Николай Горбатюк - студент 5 курса семинарии. В этом году он сдаст свои последние экзамены и поедет в один из приходов епархии. Готовится молодой человек к этому серьезно и ответственно.
- Я с детства ходил в храм, а затем в воскресную школу. В начальных классах мы писали сочинение на тему, кем я хочу стать, когда вырасту. Я написал: священником. Но никто не смеялся, все отнеслись к моему выбору с уважением. Мне вообще повезло - никакого негатива я не встречал. У многих ребят, которые учатся в семинарии, были соответствующие прозвища: «поп», «святоша» и тому подобные. Мои одноклассники и друзья себе такого не позволяли. Я не был отличником, но учился хорошо и всегда принимал активное участие в жизни школы. После ее окончания передо мной встал вопрос: на самом ли деле все это мне необходимо? Но я сам себе ответил: да. И пошел учиться в Ставропольскую духовную семинарию.
Николай не чувствует, что чем-то отличается от своих сверстников. Читает те же книги, любит ходить в кино и театр. Его семья живет и работает в Пятигорске. Отец - главный инженер городского «Водоканала», мама трудится на молочном комбинате, брат - на мясокомбинате. Он же выбрал для себя духовную профессию. Его прабабушка с паломниками объездила всю страну и привила правнуку любовь к религии.
С личной жизнью Николай Горбатюк пока не определился.
- Мы с ребятами общаемся с девушками как из регентского отделения, так и из светских учебных заведений. Многие пятикурсники уже встретили свою вторую половину. Кстати, по церковным канонам женой священника может стать женщина любой профессии кроме актрисы. Лицедейство всегда осуждалось в православии.
Мария МАЦУР.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет