Вы здесь

Борис Молостов: «Всю жизнь воспитываю молодежь»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Бориса Молостова - обладателя сильного баритона, разностороннего музыканта, великолепного организатора, экспериментатора в дополнительном образовании и воспитании детей, да просто яркого, энергичного, веселого человека - знаю более 30 лет. Когда-то вместе, правда, на разных факультетах, учились в Саратовской консерватории. А недавно случайно встретились после двухлетнего перерыва - чувствую, с Борисом что-то не то. Говорит по-прежнему быстро, увлеченно, с юмором, но периодически начинает задыхаться. Оказалось, после стресса стала развиваться бронхиальная астма...

А вот об этом стрессе, который привел к инвалидности (третья группа), стоит поговорить. Возник-то он (стресс) не на пустом месте, а из-за работы на посту директора Ставропольского краевого центра эстетического воспитания детей имени Ю.А. Гагарина. Сколько нас учили еще в советские времена: «Не высовывайся!» Бесполезно. Неуемная, талантливая натура обязательно рано или поздно проявится и будет экспериментировать, творить, пробовать, «получать по носу», обжигаться, но «на воду не дуть». Откуда это в Молостове? Сам он считает, что от славянских предков. Года два назад вдруг (а может, и не вдруг, просто время настало) начал собирать по крохам сведения о своих прапрадедах. Дошел до восьмого колена по мужской линии. Но останавливаться не собирается. «Что меня побудило начать поиск предков? Скорее всего - мужское одиночество. Так получилось, что в семье у меня три женщины - жена Мария Ивановна и две дочери - Лилия и Нелли. Был и сын Владислав, но когда ему было семь лет - трагически погиб. По сути дела, на мне заканчивается род...» А роду Молостовых, по всему, есть чем гордиться.

«Знать свои корни должны все»
Жил в Тамбовской губернии, в селе Святые Троицкие Росляи свободолюбивый, верующий, православный люд. В работящей семье Молостовых детей было всегда много, хозяйство всегда было крепким. Ну и, естественно, в колхозное советское время не понравилось это председателю сельсовета, и в одночасье переселили несколько многодетных семей на новое место. А они, обжившись, назвали свое поселение просто - Троицкие Росляи.
- Недавно был на родине своего деда, - рассказывает Борис Елизарович, - и до сих пор в этой российской глубинке сохранились и эти два села, и деревни с интересными названиями - Грязи, Мышки, Пышки..
А когда в 1937 году в стране возник искусственно (как сейчас стало известно) созданный голод, то дед Молостова Петр Иванович решил перевезти всю семью в Сталинград, и этим всех спас. Построили сами дом в районе Мамаева кургана, но нормально пожить в нем не успели. Отец Бориса, который работал кузнецом на военном заводе, несмотря на бронь, ушел в 42-м году на фронт. А вся большая семья деда Петра - в основном женщины и дети - «всем табором» стала уходить от немцев на Юг России. Дошли до Белой Калитвы и... лишились главного своего защитника: Петра Ивановича расстреляли фашисты якобы за связь с партизанами. И побрели истерзанные Молостовы дальше, пока не добрались до Курджиново, что в Карачаево-Черкесии. Здесь хоть было что поесть: лесные яблоки, груши, орехи, малина, не убранная с полей кукуруза. Кое-как устроились.
- По рассказам мамы, - вспоминает Борис Молостов, - знаю, что бабушка Мария Ивановна обладала даром врачевания и предвидения. Позже в архивных, так называемых, церковных сказках я нашел, что такой дар был у моей прапрабабки, которая звалась «урожденная Мезима». И люди к ней шли со всех сторон. Так вот бабушка лечила людей, пряла на старой прялке, мать вязала платки на продажу и в обмен на продукты. Да еще и работала чернорабочей - обжигала уголь. А отец в это время попал в окружение на Украине, выбрался каким-то чудом, воевал в партизанском соединении Ковпака, получил медаль «За отвагу». Война закончилась, а Елизара Молостова направили в подразделение НКВД, которое вылавливало недобитых фашистов и бандитов. Очередная весточка от него пришла из Киевского военного госпиталя. Ранение было очень тяжелым: прострелено легкое, и ему нельзя было никуда переезжать. И бабушка поехала в Киев, а вернувшись оттуда в Курджиново, собрала всех оставшихся родственников (кое-кто уже тогда вернулся в разрушенный Сталинград) и поехала на Украину. Чтобы как-то прожить, обустроились в селе Верхнячка Черкасской области, где и родился в 46-м году наш герой.

Все оттуда - из детства
А «геройствовал» Борис с детства. В три-четыре года уже собирал с более старшими ребятами сахарную свеклу, которую с полей возили тогда на полуторках. Умудрялся влезать на эти машины и сбрасывать с них корнеплоды, раз пять тонул в пруду, вытаскивали его и собака, и мать. В 53-м же году решили Молостовы вернуться назад, в Карачаево-Черкесию. «Помню, март, а снег - по колено, поезд вдруг останавливается, дает длинный гудок. Оказалось, умер Сталин». Вернулись в Черкесск. Отец пошел работать на лесокомбинат, Борис - учиться в школу. А так как он с детства тяготел к музыке, то стал играть в школьном оркестре на медном духовом инструменте под названием «тенор». Потом научился играть на саксофоне и подрабатывал в парковом джаз-оркестре. В 16 же лет стал рабочим - станочником в лесокомбинате. Старался быстрее войти во взрослую жизнь. Работа в три смены, учеба в вечерней школе, потом в заочном народном университете искусств имени Крупской в Москве. Но окончил там только первый курс. Уехал любимый руководитель духового оркестра А. В. Головачев, и Молостова назначили на его место. Вот так у него всю жизнь: каким-то одним делом он заниматься не может, ему нужно «сразу и много».
«Поступил учиться в Черкесское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. Пришел там же в духовой оркестр и стал учиться играть на валторне, тромбоне, трубе. Вставал в пять часов утра, чтобы заниматься до начала уроков. А на старших курсах еще играл на контрабасе в ресторане»... Но и этого ему было мало. При школе-интернате создал еще духовой оркестр, выступал с ним на городских, краевых мероприятиях. С четвертого курса училища забрали в армию. Сначала попал в ракетные войска в Белоруссии, где стал мотористом бензопилы «Дружба». Но это не помешало Борису расчистить среди лесов Полесья огромную площадку для футбольного поля для солдат. Провел смотр самодеятельности. А когда руководитель приехавшего в полк ансамбля песни и пляски из Смоленска пригласил Молостова в свой коллектив, младшего сержанта тут же повысили в звании (он стал старшиной) и назначили старшим музыкальным инструктором полка.
И опять «все сразу и много». Организовал хор офицерских жен, смешанный хор солдат и вольнонаемных девушек-связисток, инструментальный ансамбль, большой духовой оркестр двух полков. Его в Полесье назвали «оркестр из леса», и этот «лесной» оркестр обслуживал все близлежащие деревни и хутора. Репертуару же военного оркестра могли бы позавидовать и профессионалы. За два года существования коллектив шесть раз занимал первое место на смотрах самодеятельности дивизии.
А потом Борис Молостов вернулся в Черкесск, окончил училище, поехал работать по направлению в Кавказский совхоз-техникум. И там - хор, оркестр народных инструментов, вокальная и танцевальная группы. Но так как он уже был женат (жену «нашел» как раз-таки в Полесье), а жили они в общежитии без удобств, то через три года опять Молостовы вернулись в Черкесск, где Борис Елизарович пришел работать в профтехучилище № 17. С этих пор начинается, можно сказать, новый виток его жизни: работа с теми детьми и подростками, которых принято у нас называть «трудными».
Поставил «на уши» всех пэтэушников
Не прошло и полгода, а он уже подготовил все «старые» и новые коллективы училища к краевому смотру. И они 12 лет подряд занимали среди 55 учебных заведений профтехобразования первое место. «Работал с семи часов утра и до позднего вечера. Вел все, кроме танцев». А еще одновременно учился в Саратовской консерватории, ездил на семинары к Георгию Струве (руководителю ансамбля «Пионерия») в Москву. Общался там со знаменитым хоровиком - профессором Соколовым («Откуда ты такой шустрый?»). Спорил с московской музыкальной элитой по поводу того, что «ремесленник» и «подмастерье» в музыке не может иметь ругательный смысл. И убедил-таки москвичей, что это «люди с золотыми руками».
«Все это идет от профессора Саратовской консерватории Льва Львовича Христиансена, - считает Молостов. - Он говорил нам, студентам: «Берите то, что есть в природе и народе. В русском народе никогда нет фальши». И снова - новое направление в деятельности. «Вызвал меня в Ставрополь Борис Викторович Чистяков, который был тогда директором Дома культуры профтехобразования края, и поставил задачу сделать коллектив агитбригады. Думаю, что-то новое. И стал постигать этот жанр. Ведь здесь должно быть все лаконично, просто, плакатно. Побывал на стажировке в Москве. В результате на Первом Всероссийском конкурсе в номинации «Агитационно-художественные бригады» заняли первое место».
Но и этого Молостову было мало. Помните? «Все сразу и много». На этот раз у него возникла идея самоуправления в профтехучилище. Сначала же была летняя оздоровительная практика учащихся в совхозе «Пролетарский». Полтора месяца ребята сами подводили итоги работы каждого дня. Для них уже стало привычным понятие «коэффициент труда». А каким событием для селян был устроенный Борисом Елизаровичем «международный» матч по футболу между пэтэушниками и московскими ребятами (тоже практикантами). Все жители села побросали работу и кто на чем - на лошадях, на тракторах - приехали на деревенский стадион. И это почти в 40 градусов жары. Порядок в лагере, за который отвечали сами ребята, чистота, красота. Опыт этого лагеря лег в основу работы по самоуправлению профтехучилища № 17 Черкесска. У подростков воспитывались лидерские качества. В каждой группе был свой командир, который опирался на свой актив. Борис Молостов может рассказывать о выстраданной им системе самоуправления часами. «Неправда, что профтехучилище - это сброд недисциплинированных и бесталанных. Мои пэтэушники пели в хоре и занимали призовые места на конкурсах»...
Потом его направили «наводить порядок» в Черкесское музучилище. Через год - заместитель начальника управления культуры. Одновременно - создание мужской хоровой капеллы из 32 человек. Пели классику, народные песни. Поставил себе задачу: развить в республике духовую музыку. Развил. А заодно организовал сводный духовой оркестр Карачаево-Черкесии (120 человек). В 90-м году повез духовой оркестр аула Хабезского на ВДНХ в Москву и коллектив стал лауреатом. Первый замначальника Комитета по культуре и туризму Карачаево-Черкесии. Ездил в столицу и «пробивал» финансы для целевых программ развития культуры республики. Фестиваль «Горные вершины», конкурс бардов, творческие лаборатории - все это работа Молостова. Но 90-е есть 90-е. Поднялась волна национализма, началась «дележка портфелей». А тут пригласили в Ставрополь, на должность директора Дворца культуры имени Ю.А. Гагарина. И он согласился. И, как всегда, с энергией, энтузиазмом взялся за хорошо знакомую работу. С детьми и подростками. Дворец, который тогда дворцом, конечно, не был, а влачил достаточно жалкое существование, буквально преобразился с приходом Бориса Молостова. Был сделан капитальный ремонт. Ставший Центром эстетического воспитания детей, он пополнился 20-ю новыми кружками, студиями, классами. Детские и юношеские коллективы за короткое время стали «сверкать» на городских и краевых праздниках, всероссийских и международных конкурсах. В Центре началось самое настоящее возрождение народной культуры, в частности славянской. «Это тот идеологический пласт, - говорит Борис Елизарович, - которого нам не хватает. Он представляется мне сегодня задачей государственной важности, если мы хотим возрождения страны в целом».
С его приходом в Центр многое здесь стало происходить впервые. Всероссийский фестиваль самодеятельного творчества «Я вхожу в мир искусства». Всероссийские конкурсы песни и пляски, народных оркестров. Организационно-методическая, культурно-массовая, художественно-творческая работа с 746 школами, 42 многопрофильными учреждениями дополнительного образования, 26 детскими домами, 36 коррекционными школами. Наработан колоссальный опыт. Молостов был награжден (и не раз) Почетными грамотами Минобразования России...
Вот тут и вернемся к началу нашего повествования. Помните? «Не высовывайся!» На свой 55-летний юбилей Молостов получил выговор от министра образования края Алексея Шабалдаса. Не важно - за что: придраться можно к чему угодно. Было бы желание. Главное - в другом.
Для Бориса Молостова это был сильнейший стресс, результатом которого стала, как мы уже говорили, бронхиальная астма и инвалидность. Сейчас Борис Елизарович «вспомнил молодость» и работает заместителем директора по воспитательной работе в Ставропольском колледже государственной и муниципальной службы. И продолжает свою деятельность по студенческому самоуправлению, по творческому развитию, по заполнению вакуума идеологии в воспитании молодежи. «Страны Европы сколько раз уже пытались внедрить у себя систему советского общего образования и творческого воспитания. Но у них нет главного - России и россиян. А воспроизвести это искусственно невозможно. Мы же, наоборот, берем от европейцев то, от чего они давно отказались, создавая невыносимо тяжелые условия для работников культуры и образования. На мой взгляд, сначала надо дать возможность жить достойно, помнить о том, что «плоды» нашего сегодняшнего образования (с купюрой в зачетке) - не для нашей России, поднять русскую культуру на уровень выше мирового (что вполне нам по силам) - и все это окупится сторицей».

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 3 (7 голосов)