Вы здесь

НЕ ОГРАНИЧИВАТЬ, А ВКЛЮЧАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ призваны ставропольские энергетики, но есть немало факторов, которые мешают им это делать

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Человеческая природа такова, что мы подчас не задумываемся о том, откуда же берутся блага цивилизации, окружающие нас. Можно поручиться, что, привычно включая свет в прихожей, ни один человек (кроме энергетиков, конечно) не задумывается о том, насколько длинный и сложный путь проходят искомые 220 вольт перед тем, как попасть в одну отдельно взятую розетку...

Что есть опора, изолятор и провод
Ничто в этом мире не дается даром. Мы исправно платим за хлеб в магазине, скрепя сердце выделяем деньги (и немалые!) на обучение собственных детей в многочисленных вузах. Но почему-то в народном сознании до сих пор сохраняется рецидив «четырех копеек», которые мы все когда-то исправно платили за киловатт-час. Ныне тарифы «на свет» другие, и многие люди крайне болезненно воспринимают повышение цены на киловатт-час, хотя оно и случается раз в год. Но давайте хотя бы ненадолго отрешимся от обывательского понимания энергетики как 220 – вольтовой розетки и попробуем понять, что же представляет из себя электроэнергетика нашего края и какие проблемы она испытывает. В соответствии с планом реформы энергетики России, подписанным президентом РФ Владимиром Путиным, ОАО «Ставропольэнерго», некогда единое целое, с 1 апреля нынешнего года разделилось по видам деятельности на 4 самостоятельных открытых акционерных общества (АО): ОАО «Ставропольская электрическая генерирующая компания», ОАО «Ставропольская теплогенерирующая компания», ОАО «Ставропольэнергосбыт», ОАО «Ставропольэнерго». Последнее в этом списке ОАО, сохранившее старое название (ОАО «Ставропольэнерго»), выполняет важнейшую функцию «энергетического конвейера» — доставляет электроэнергию потребителям. Среди них и сельские жители, и мощные предприятия, и городские электросети. Естественно, что для доставки электроэнергии по назначению необходимы линии электропередач, иначе называемые распределительными сетями. Их у ОАО «Ставропольэнерго» свыше 50 тысяч километров – это одна из наиболее развитых энергосистем на Юге России, имеющая стратегическое значение для развития. Они – различного класса напряжения, но подавляющее большинство из них – так называемые «десятки». Это воздушные линии (ВЛ) электропередач напряжением 10 киловольт – по всем законам физики его наиболее удобно понижать до бытовых 220 вольт. Содержание и обслуживание распределительной сети – дело нелегкое как в техническом так и в финансовом плане. Линии электропередач необходимо периодически осматривать, при необходимости заменять провода, изоляторы и опоры. Это достаточно дорогостоящие процедуры. Но в системе сетей есть ещё и другой важный элемент – трансформаторные подстанции. Их у ОАО «Ставропольэнерго» свыше десяти тысяч, и каждую надо заботливо опекать: проводить регулярные проверки и техническое обслуживание (в энергетике их называют регламентными работами). Так что затраты на то, чтобы в каждой сельской хате или на дальней кошаре горел свет, могут по-настоящему впечатлить несведущего обывателя. В 2005 году ОАО «Ставропольэнерго» затратит на проведение ремонтной кампании и на техническое перевооружение около 800 миллионов рублей. Осваиваются эти средства вполне эффективно. Судите сами: на цели технического перевооружения отпущено 320 млн. рублей, а за первые полгода ОАО «Ставропольэнерго» успело освоить 207 млн. целковых. Но видя в газетном тексте эти немалые цифры, любой читатель вправе задать вопрос:

Откуда деньжата?
— С тарифа, вестимо. Так, перефразируя великого русского поэта, можно кратко описать методику существования ОАО «Ставропольэнерго» как акционерного общества. Аккуратно платя каждый месяц «за свет», рядовой гражданин вряд ли думает о том, из скольких составляющих слагается цена одного киловатт-часа. Не обременяя читателя многословными выкладками, поясним: в тарифе на электроэнергию заложена и стоимость энергоносителей (она может составлять до 70% тарифа), и стоимость передачи выработанной электроэнергии по проводам (читай: сетям, идущим от электростанций до потребителей, включая население). Есть в величине тарифа немало прочих составляющих, но перечислять их было бы слишком долго – оставим это любопытное занятие для следующей статьи. И в очередной раз напомним: не энергетики устанавливают тариф: это обязанность государственной структуры – Региональной энергетической комиссии. Но давайте максимально упрощенно, для лучшего понимания, объясним читателям методику взаимодействия звеньев сложного энергетического конвейера.
Представьте себе, что электростанция выработала электричество, которое должно дойти до потребителя. Согласно действующим в России законам, эту электроэнергию покупает сбытовая организация (в нашем случае – ОАО «Ставропольэнергосбыт»), которая должна продать её потребителям и получить за это причитающиеся деньги. Но для того, чтобы доставить искомое количество киловатт-часов до одной отдельно взятой квартиры, «сбытовики» должны договориться с организацией, которой принадлежат распределительные сети – то есть с ОАО «Ставропольэнерго» — о передаче (транзите) по проводам купленной электроэнергии. Так что в цепочке «электростанция» — «квартира» поневоле возникает ещё одно звено – ОАО «Ставропольэнерго», которое доставляет электроэнергию по своим сетям. Но и это ещё не все. Структура электроснабжения в нашем крае устроена так, что ОАО «Ставропольэнерго» доставляет электроэнергию до сел, деревень и хуторов. В городах и районных центрах доставкой занимаются городские электросети и, соответственно, ГУП «Ставрополькоммунэлектро» Их называют оптовыми потребителями-перепродавцами (ОПП). Они, не покупая электричество на так называемом оптовом рынке электроэнергии, приобретают его у сбытовых организаций (исключение – ОАО «Пятигорские горэлектросети» — прим. авт.). Так что электричество приходит в квартиру по как минимум трехзвенной, а зачастую и четырехзвенной цепочке. А в обратном направлении по той же схеме идут деньги, которые потребители платят за электроэнергию. Но среди звеньев сей цепочки имеется одно...

...страдающее звено
— Да-да, именно так можно определить финансовое положение ОАО «Ставропольэнерго» как главного звена в цепочке «электростанция» — «квартира», рассказывает генеральный директор ОАО «Ставропольэнерго» Владимир Герасимов. – На деле получается так, что наиболее уязвимой с точки зрения соблюдения собственных финансовых интересов оказывается сетевая организация, то есть мы. Судите сами: сети и подстанции необходимо постоянно поддерживать в высокой степени работоспособности, чтобы свести к абсолютному минимуму возможность возникновения любых технических инцидентов. Это требует немалых затрат. Ведь поймите: надежность функционирования распределительных сетей обуславливается только полнотой и своевременностью ремонтных работ, а ОАО «Ставропольэнерго» ведет их только на собственные средства. Мы получаем их в качестве платы за услуги по передаче электроэнергии. Иных источников ведения собственной финансово-хозяйственной деятельности у ОАО «Ставропольэнерго» не существует. Но это ещё не все, — продолжает Владимир Васильевич, — ведь ОАО «Ставропольэнерго», помимо выполнения плановых ремонтных работ, в полном соответствии с графиком подготовки к прохождению осенне-зимнего периода 2005/2006 гг. (ОЗП) должно выделять средства на глубокую подготовку сетевого хозяйства и трансформаторных подстанций к суровым условиям осенне-зимнего периода. А они на Кавказе далеко не тепличные, — резюмирует Владимир Герасимов.
Далее из разговора с исполняющим обязанности гендиректора ОАО «Ставропольэнерго» выяснилось, что исправно получая товар, то бишь электроэнергию, партнеры по бизнесу явно не торопятся выполнять свои обязательства перед сетевиками. Товар, то есть электроэнергию, исправно получают, но денежки перечислять, мягко говоря, не торопятся.
— Давайте на минуту отбросим в строну сложную юридическую лексику, — терпеливо разъясняет Владимир Васильевич, — и посмотрим на проблему неплатежей с бытовой, так сказать, стороны. Ну как по-вашему, кто есть тот, кто не выполнил своих обязательств? Язык не поворачивается назвать такого человека воришкой, но по сути дела так оно и есть! Мы, работая в круглосуточном режиме, обеспечиваем непрерывный транзит электроэнергии нашим партнерам. А кое-кто из них, помимо несоблюдения ритмичности платежей, вообще не исполняет собственных обязательств. В таких случаях нам приходится прибегать к весьма длительным юридическим процедурам, чтобы отстоять свои законные права.
Далее из беседы выяснилась цепочка любопытных фактов откровенно удручающего свойства. Смысл взаимоотношений между партнерами по бизнесу на краевом энергетическом рынке определяется наработанной юридической практикой заключения договоров. Итак, партнеры (сетевики — ОАО «Ставропольэнерго» — и одна отдельно взятая горэлектросеть) заключают договор, в котором четко установлены сроки платежей. В эти установленные сроки горэлектросеть должна оплачивать ОАО «Ставропольэнерго» услуги по транспортировке электроэнергии. Сетевики планируют свои финансовые затраты на содержание распределительных сетей в строгом соответствии с упомянутыми сроками, то есть «привязывают» их к конкретным датам поступления средств. Ежели партнер (скажем, то же самое ОАО «Пятигорские горэлектросети») за день до начала расчетного срока перечисляет на счет ОАО «Ставропольэнерго» положенную сумму, то это считается нормальной практикой работы. Но если партнер начинает тянуть с платой за транзит, то ничего хорошего из этого не получается – для ОАО «Ставропольэнерго», конечно. Поступление средств не в полном объеме крайне болезненно сказывается на выполнении ремонтной программы, на приобретении необходимых материалов и оборудования, да и, чего греха таить, на моральном состоянии энергетиков.
— Но это лишь одно звено цепочки, констатирует Владимир Герасимов, есть ещё и другие. — Согласно логике реформы РАО «ЕЭС России», снабжением потребителей электроэнергией и получением за неё платы теперь занимаются выделенные из состава АО-энерго организации — в нашем случае это ОАО «Ставропольэнергосбыт». Это наши партнеры по выполнению важнейшей задачи – устойчивому бесперебойному электроснабжению нашего края. Наши взаимоотношения укладываются в простую формулу: ОАО «Ставропольэнергосбыт» платит нам за «прокачку» электроэнергии по нашим сетям, а ОАО «Ставропольэнерго», в свою очередь, компенсирует сбытовикам технологические потери – в денежном выражении, конечно. Но ОАО «Ставропольэнергосбыт» явно не может похвастаться высоким уровнем собирания платежей. В этом прямая вина горэлектросетей и ГУП «Ставрополькоммунэлектро», хронически нарушающих ритмичность оплаты поставленной электроэнергии. А далее получается «эффект домино»: если горсети недоплатили ОАО «Ставропольэнергосбыт», те не имеют возможности полностью заплатить ОАО «Ставропольэнерго» за транзит электроэнергии. Следовательно, может возникнуть напряженность во взаимоотношениях между двумя организациями. К слову, — тут Владимир Герасимов слегка помедлил, — недавно нам пришлось провести весьма сложные переговоры с генеральным директором ОАО «Ставропольэнергосбыт» Еленой Климашевской. Мы достигли согласия по многим пунктам, и надеемся на плодотворное сотрудничество. Елена Валентиновна проявила высокую степень понимания наших проблем, и разногласия между ОАО «Ставропольэнерго» и ОАО «Ставропольэнергосбыт» можно считать исчерпанными.
Но на этой радостной ноте оптимизму Владимира Герасимова приходит конец. Если с ОАО «Ставропольэнергосбыт» достигнуто взаимопонимание, то горэлектросети и ГУП «Ставрополькоммунэлектро» по-прежнему не выполняют в срок своих обязательств перед сбытовиками. Те, в свою очередь, вынуждены обращаться в ОАО «Ставропольэнерго» с официальной просьбой ограничить должников в энергопотреблении (согласно технологической схеме «рубильник» находится в руках сетевиков).
—Грустно все это, — комментирует ситуацию Владимир Герасимов, поскольку наша-то задача — НЕ ОГРАНИЧИВАТЬ, А ВКЛЮЧАТЬ!
Последние слова Владимир Васильевич произнес с горечью: ведь нет для энергетика миссии более обидной, чем вынужденно уменьшить пропускную способность нескольких фидеров по вине тех, кто упрямо не желает исполнять собственноручно подписанные договоры. А если изучить динамику платежей, то в общем и целом дисциплина их исполнения как со стороны предприятий коммунальной энергетики, так и со стороны многих других организаций оставляет желать лучшего. Исключение из общего правила составляет, пожалуй, только ОАО «Пятигорские электросети».
— Мое мнение однозначно: подавляющему большинству руководителей нужно менять философию взаимоотношений и с нами, сетевиками, и со сбытовиками, — убежден Владимир Герасимов. – Логика реформы электроэнергетического комплекса изначально предполагает единственно приемлемую схему взаимоотношений: получаешь товар – сразу изволь заплатить за него в установленные сроки. А на деле получается, что люди, прекрасно понимающие свою ответственность как перед собственными абонентами, так и перед ОАО «Ставропольэнерго», не могут или не хотят скрупулезно исполнять собственные обязательства.

Проблема трех уровней в одной лодке
Начиная с середины 80-х годов прошлого века электроэнергетика стала выполнять несвойственную ей роль. Она, по сути, тянула на себе все остальные отрасли дряхлеющей промышленности Советского Союза. В первой половине 90-х, вошедшей в историю современной экономики как «эпоха бартера», энергетика чуть не стала банкротом. Вытянуть отрасль из глубочайшего провала смогло только внедрение жесткой системы платежей деньгами, а не ширпотребом сомнительного происхождения. Если внимательно присмотреться к нынешнему состоянию краевого электроэнергетического комплекса, то можно выделить как минимум три уровня проблем, так или иначе мешающих его успешному развитию.
Первый уровень – слабая работа энергосбытовых подразделений предприятий коммунальной энергетики — горэлектросетей. Не секрет, что уровень собираемости денег «за свет» далеко не всегда превышает 80 процентов – это недопустимо мало. Следовательно, необходимо повышать качество работы контролеров Энергосбыта на местах, привлекать общественность – а почему бы и нет?
Второй уровень — сила инерции, свойственная логике взаимодействия электросетей с муниципальными органами. Дело в том, что большинство из них – МУПы, то есть полностью подконтрольны городским властям. Порой директор горэлектросети и сам бы рад ограничить иного злостного неплательщика, но из горадминистрации раздается категорическое: «Не сметь!».
Третий уровень – отсутствие подлинно партнерских, добропорядочных отношений между всеми участниками энергетического рынка Ставропольского края. Описанное «страдающее звено» – отнюдь не гиперболизация сложного положения ОАО «Ставропольэнерго» в энергетической цепочке. Ведь если бы платежная дисциплина неукоснительно соблюдалась, то сами собой отпали бы бесконечные хозяйственные споры, в том числе и между ближайшими партнерами по бизнесу, ещё вчера составлявшими единое целое....
— Мы всегда готовы к диалогу с нашими партнерами, — резюмирует положение исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Ставропольэнерго» Владимир Герасимов, — и хотелось бы, чтобы наши коллеги научились более ответственно подходить к выполнению данных ими же обещаний. Необходимо твердо помнить: мы все – и представители «большой» энергетики, и коммунальщики — в одной лодке. И курс у неё один: устойчивое, бесперебойное электроснабжение всех потребителей нашего края. Мы все в равной степени в ответе за энергетическую безопасность Ставрополья, и эту ответственность никто никогда с нас не снимет....

Алексей Колосков.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет