Вы здесь

ЗА ИННОВАЦИЯМИ - БУДУЩЕЕ

В центре молодежного инновационного творчества Фаблаб «Вектор» при Ставропольском государственном аграрном университете начала работу Школа 3D-технологий. О работе центра, а также о планах, перспективах и проблемах развития 3D-производства на пресс-конференции рассказали заведующая отделом развития инноваций и нанотехнологий министерства экономического развития Ставропольского края Татьяна Ткаченко, директор Центра молодежного инновационного творчества Фаблаб «Вектор» Егор Кулаев, руководитель Школы 3D-технологий, студент 4 курса СтГАУ, победитель по итогам российского этапа международного чемпионата профессионального мастерства «World Skills» Федор Завялик.

В начале встречи Татьяна Ткаченко подчеркнула, что Ставрополью необходимо готовить специалистов для технического производства. Подготовка кадров должна быть более точечной и ориентирована на те предприятия, которые есть в крае.

- К сожалению, у нас немного инициативных людей, готовых к применению новых технологий. Если кто-то становится на этот путь и понимает, насколько широкие возможности ему предоставляются, то, в большинстве случаев, человек покидает край, ведь у нас еще нет тех механизмов, которые позволили бы молодому специалисту реализовать себя. Хотелось бы, чтобы такие кадры оставались и могли себя реализовать именно в крае. Наша задача - создать инновационное пространство на Ставрополье, чтобы в этот процесс были вовлечены школьники, студенты, работодатели, предприятия и госструктуры,- подчеркнула спикер встречи.

Ставропольский центр молодежного инновационного творчества был создан благодаря программе поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития России, в которую вошло такое направление, как поддержка молодежного предпринимательства. Одним из ее блоков стало создание инновационных центров для молодежи. Но в Минэкономе считают, что эти центры должны создавать индивидуальные предприниматели. ИП нужно самим привлекать туда детей и молодежь и вместе с ними создавать школы 3D-прототипирования и реализовывать другие направления. Ставропольский край пошел по несколько иному пути. Было принято решение создать центр при вузе. Поэтому в 2013 году первый ЦМИТ создали на базе Ставропольского аграрного университета. Следует отметить, что обучение в центре бесплатное. Желающие могут прийти посмотреть центр, выбрать время его посещения, преподавателей и начать заниматься.

Сегодня на Ставрополье действует уже три центра молодежного инновационного творчества, два из которых находятся в Невинномысске и Пятигорске. Но останавливаться на достигнутом не планируется. В ближайшее время в крае могут появиться еще два ЦМИТа.

Директор ставропольского центра молодежного инновационного творчества Егор Кулаев поблагодарил Татьяну Ткаченко за помощь и поддержку, оказанную при создании первого ЦМИТа на базе СтГАУ. «Тогда это направление было новым и перспективным, и результаты, которые мы получили в центре, оправданы теми вложениями, которые были произведены», - отметил он.

Также директор «Вектора» подчеркнул, что в ставропольском ЦМИТе впервые в крае был установлен 3D-принтер. Именно на нем получили первый титановый имплант, который установили в черепную кость пациенту ставропольской краевой больницы. До этого импланты изготавливались из медицинского пластика. Кулаев обратил внимание на то, что предлагать медицине инновации очень сложно, ведь большинство врачей консервативны по этому вопросу и приветствуют более традиционные методы лечения.

- Главный врач краевой клинической больницы, главный нейрохирург Ставрополья Ростислав Можейко первым согласился с нами сотрудничать. Он уже знал об этих инновациях и не был против идеи их апробирования. Было проведено более 50 операций по установке индивидуальных имплантов. Все они прошли успешно. На самом деле, здесь ничего нового нет, эти технологии применяются во всем мире, - говорит Егор.

Теперь о самом центре.

- Кажется, что «ЦМИТ» звучит громко. На самом же деле это тусовка технарей, молодых людей, склонных к новациям, к изобретательству, - говорит Егор. - А самое главное, в центре они получают доступ к тому оборудованию, на котором могут реализовать свои идеи. «Вектор» работает каждый день без выходных, с утра и до позднего вечера. Это говорит о высокой увлеченности студентов. Я считаю, что студенты - это самое сильное звено в ЦМИТах, потому что они больше склонны к самообразованию. Очень важно, когда в рамках определенной специальности, определенного направления, человек расширяет и углубляет свои знания. Сегодня в нашем центре активно занимаются семь студентов Аграрного университета, участвующих в выполнении серьезных коммерческих проектов. В наших планах расширять это направление. Будем стараться оправдать вложенные в центр средства и время.

Также ставропольский центр является активным участником Всероссийского движения ЦМИТов. В исполнительный комитет Всероссийской ассоциации центров молодежного инновационного творчества входит руководитель ставропольского «Вектора». А команда нашего центра является разработчиком всероссийского интернет-портала коммуникаций и общения центров молодежного инновационного творчества fabnews.ru. На портале содержится информация обо всех программах, которые проводятся как в ставропольском ЦМИТе, так и в центрах других уголков России.

Кстати, ставропольский ЦМИТ - единственная в стране организация коммерческого типа, получившая поддержку Министерства образования и науки РФ в сфере дополнительного образования. В этом году ведомство проводило конкурс на обновление технологий и содержания потоков образования для детей. В нем участвовало более 120 организаций допобразования по всей России. Всего в число победителей вошли 18 учреждений, среди которых и «Вектор».

В этом году центр предоставит ряд бесплатных образовательных услуг по инновационным технологиям для школьников города и края. Посещать Школу 3D-технологий ребята могут с 6 по 11 класс включительно. Сегодня она имеет три формата проведения мероприятий. Первый - технологические экскурсии. В течение получаса школьники наблюдают за работой всего спектра оборудования и технологий центра, которые они могут освоить при поступлении на одну из образовательных программ.

Второй формат ориентирован именно на школьников города Ставрополя, которые интересуются технологиями будущего - 3D-технологиями, прототипированием, лазерной резкой, работой на станках и так далее. Это Школа цифровых технологий, которая ведет свою работу по программе «Основы цифрового производства». Она предполагает пять занятий с последующим контролем полученных знаний.

Третий формат - «Work shop». Он ориентирован на школьников Ставропольского края и заключается в следующем: ученики из разных уголков края приезжают в ставропольский ЦМИТ на весь день, проходят интенсивный курс обучения и выполняют проект, связанный, например, с лазерными технологиями, 3D-печатью или фрезерной обработкой. За 4-5 часов пребывания в центре они получают начальные знания по основам той или иной технологии.

Три этих формата будут действовать до конца года. Детей разделят на учебные группы. Уже составлено предварительное расписание. Школа будет работать 3 дня в неделю, все занятия проводятся во вторую смену. При необходимости группы смогут заниматься и в первую смену тоже, как это было в прошлом году. В декабре Школа 3D-технологий планирует провести соревнования между учениками, которые будут принимать участие в ее образовательных программах. По итогам соревнований победители получат призы, среди которых есть и 3D-принтеры, и лазерные гравюры.

Спикеры также отметили, что по проекту Министерства образования РФ на базе СтГАУ будут проходить курсы повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Они полностью бесплатны и имеют два потока. Сейчас идет набор в три группы обучающихся. Программа построена таким образом, что часть обучения будет проходить в дистанционном режиме с использованием современных технологий, а другая часть образовательного трехдневного курса будет проводиться очно в образовательном центре. Специалисты научат педагогов работать на оборудовании цифровых производств, а так же передадут навыки и методики преподавания современных технологий в школах. Как подчеркнул Егор Кулаев, большая часть знаний, которые можно передавать школьникам, не требует специального высокотехнологичного оснащения.

Кулаев также сказал несколько слов о международном чемпионате профессионального мастерства «World Skills»: «Это активное мероприятие, являющееся самым престижным по линии министерства образования и науки России. Это, действительно, соревнование профессионального мастерства. В этом году Федор Завялик занял на нем первое место, что говорит о высоком уровне подготовки в нашем центре и высоком трансфере знаний школьникам по инновационным технологиям».

Следующие соревнования будут проходить в 2017 году в Краснодаре. В центре уже началась подготовка нового участника. На «World Skils» поедет ученица ставропольской гимназии № 24 Антонина Глашкова. Сейчас ведется серьезная подготовка, и школьница показывает высокие результаты.

А нынешний победитель «World Skills» Федор Завялик рассказал о соревнованиях и о том, как пришел в ЦМИТ:

- Попал я в ЦМИТ будучи первокурсником Ставропольского аграрного университета. Я очень любил начертательную геометрию и инженерную графику. По обоим предметам у меня всегда была оценка «отлично». И тут мне предложили поучаствовать в проекте ЦМИТа - сначала в его создании, а уже позже в его работе. Два года шло становление центра, в течение которых я изучал программное обеспечение для 3D-моделирования, лазерной резки и прочего оборудования. Потом мне предложили стать участником регионального этапа «World Skils». Он проводился в Ставрополе в апреле этого года. Наша команда одержала победу.

Далее он рассказал об образовательной программе для школьников в Школе 3D-технологий. Она разбита на пять обучающих блоков. В течение каждого занятия школьник получает навыки работы с оборудованием и программным обеспечением.

Первый обучающий блок рассчитан на обучение навыкам трехмерного моделирования и трехмерной печати. Школьники учатся работать с системами автоматизированного проектирования, которые позволяют построить параметрическую трехмерную модель. Это инженерное программное обеспечение, которое используется именно в производстве. Ребята получают навыки проектирования сборочных деталей. В этом же блоке они изучают 3D-печать: ее параметры, настройки принтера под печать, материалы для использования.

Второй блок рассчитан на ознакомление с технологиями лазерного и плазменного раскроя. Здесь ребята учатся работать в графических редакторах, которые позволят создать чертеж, обработать его под резку, загрузить в программу, например, для лазерной резки, подобрать необходимый материал, выставить параметры скорости и мощности и, опять же, настроить машину для проведения необходимой операции.

Третий модуль называется «Плоскость может быть объемной». Этот модуль соединяет в себе два предыдущих. Если модель объемная, имеет крупные габариты, и ее нельзя поместить в 3D-принтер, то с помощью специального программного обеспечения ее можно разбить на плоские сечения в автоматическом режиме. Школьники получают знания о том, как превратить трехмерную модель в двухмерную. Это еще и развивает пространственное мышление.

Четвертый модуль уходит во фрезерную обработку из ЧПУ на трехкоординатных станках. В этом модуле идет закрепление навыков, полученных в предыдущих блоках, плюс к этому добавляется работа на станках, подбираются оптимальные параметры реза, инструменты, оптимальный размер материала. Ребята учатся размещать материал так, чтобы его можно было сэкономить и получить из одного листа наибольшее количество изделий. Происходит обучение работе на станках с численным программным управлением.

Пятое занятие это обучение трехмерному сканированию. Здесь школьники получают представление о том, что это такое, какие виды трехмерного сканирования бывают, какова его цель - получение максимальной точности или текстуры.

- Например, если мы хотим получить хорошее качество текстуры, то в качестве сканера подойдет и обычный смартфон. Мы научим этому. Если же вам нужна точная модель, то вам потребуется и высокоточный трехмерный сканер, - говорит Егор.

В завершение пресс-конференции Татьяна Ткаченко резюмировала: «Мы все говорим, что переходим на инновационный путь развития, но, тем не менее, многие еще боятся слова «инновации». Нужно помнить, что любое нововведение, получение новых знаний и применение их потом на практике - это и есть инновации. Мы каждый день с ними сталкиваемся, но, все-таки, почему-то их боимся. А этого делать не стоит. Мы стремимся расширить это направление и создать ЦМИТы по всему краю. Хотелось бы приблизить людей к инновациям».

Юлия ПАВЛУХИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 13 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.