Вы здесь

Цифровой полис ОМС: вопросы и ответы

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

С 1 декабря все полисы ОМС перешли в цифровой формат. Что изменится? Нужно ли специально оформлять новый медицинский полис и показывать его при записи к врачу? На эти и другие вопросы отвечает директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края Сергей Трошин.
Что такое цифровой полис ОМС?
Полис в электронном виде, по сути, – это запись в Едином регистре застрахованных лиц, которая может быть представлена в виде цифровой последовательности или в виде справки со штрихкодом. То есть, это уникальный номер застрахованного лица, цифровой код в системе ОМС, так же как ИНН в налоговой или СНИЛС в системе пенсионного учета. Называется он ЕНП или единый номер полиса.
В принципе здесь нет ничего нового. ЕНП присваиваются записям о застрахованных лицах с 2011 года, когда вступил в силу действующий Федеральный закон об обязательном медицинском страховании граждан в РФ. Новшество в том, что теперь не обязательно иметь полис ОМС на формализованном бланке.
То есть до 1 декабря 2022 года полис ОМС изготавливался Гознаком на бумажном носителе или в форме пластиковой карточки с электронным носителем, на котором записана информация о застрахованном лице, в том числе ЕНП, а теперь полис ОМС является цифровым.
Цифровой полис ОМС можно будет хранить в личном кабинете на портале «Госуслуги», в телефоне и на любом другом электронном устройстве.
Как получить цифровой полис ОМС?
С декабря 2022 года данные о полисах ОМС будут вноситься в единый регистр застрахованных лиц: запись о владельце будет автоматически создаваться при рождении или получении российского гражданства. Соответственно в федеральном регистре застрахованных каждый гражданин будет учитываться проективно. Поэтому в случае, скажем, рождения ребенка нужно просто, как и ранее, определиться, в какой страховой компании родитель предпочитает обслуживаться, и обратиться в это учреждение с заявлением. Компания зарегистрирует клиента в едином регистре застрахованных.
Взаимодействие со страховыми компаниями, работающими в Ставропольском крае, с федеральным центром организовано краевым фондом в онлайн-формате. Поэтому зарегистрирован заявитель будет незамедлительно.
По вопросу страхования новорожденных хочу добавить, что малыши до месяца получают медицинскую помощь по полису ОМС одного из родителей или законного представителя. Поэтому страховую компанию нужно выбрать в течение тридцати дней после государственной регистрации рождения ребенка. Если родители не успели этого сделать, тоже не проблема. Страховую компанию определит территориальный фонд. Главное, новорожденный беспрепятственно и непрерывно может получать медпомощь, независимо от того обратились ли его родители в страховую компанию или нет.
Вместе с тем, если определенная случайным способом страховая компания не устроит родителей малыша, они в любой момент с января по октябрь могут обратиться с заявлением в другую компанию и перестраховаться. В ноябре и декабре менять страховую компанию можно только, если застрахованные граждане переехали в другой регион России и там страховая компания, в которой они были застрахованы, не работает. Это необходимо для достоверного учета застрахованных в каждом регионе и правильного планирования финансового обеспечения бесплатной медицинской помощи при разработке программ государственных медицинских гарантий на следующий календарный год.
Как поступить тем, кто был застрахован ранее 1 декабря 2022 года?
Им не нужно ничего делать. Записи о гражданах, которые были застрахованы по ОМС до декабря прошлого года и, соответственно, учтены территориальными фондами в своих регистрах застрахованных лиц, автоматически 1 декабря включены в единый регистр застрахованных лиц. Таким гражданам нужно обращаться в страховую компанию, только если они хотят ее заменить на другую или по другим причинам, не связанным с выпуском цифрового полиса ОМС.
Сколько страховых компаний работает в Ставропольском крае? Есть из кого выбрать?
В крае осуществляют деятельность по ОМС две страховые компании: филиал ООО «СК «Ингосстрах – М» и ставропольский филиал АО «Страховая компания «СОГАЗ – Мед». Это надежные опытные страховщики, должным образом обслуживающие своих застрахованных. Поэтому выбор зависит исключительно от предпочтений конкретного человека, либо от его личного опыта взаимодействия с той или иной компанией.
Страховые организации развернули на территории края свыше полусотни офисов, информацию о которых можно найти на сайте территориального фонда тфомсск.рф, в том числе сведения о графике работы и контрактном телефоне.
С чем теперь идти в поликлинику или больницу?
При обращении за медицинской помощью застрахованный обязан предъявить по своему выбору полис ОМС на материальном носителе, либо выписку о полисе, или документ, удостоверяющий личность: паспорт гражданина России, для детей в возрасте до четырнадцати лет – свидетельство о рождении.
То есть, чтобы получить медицинскую помощь (кроме экстренных случаев) по ОМС, ранее было необходимо иметь при себе полис ОМС на бумажном носителе или в виде пластиковой карты. Введение цифрового полиса избавляет пациентов от лишней бумажной волокиты и делает получение медпомощи удобнее и доступнее.
Уточним: то есть теперь можно предъявить только паспорт?
Да. Но есть нюанс. В базе данных фонда должны быть записаны достоверные сведения о действующем паспорте застрахованного лица или другом документе, удостоверяющем личность.
Как известно, в течение жизни паспорт можно менять, если, скажем, женщина вышла замуж и взяла фамилию мужа или в случае утери паспорта. Кроме того, паспорт гражданина России обязательно меняется в двадцать и в сорок пять лет. По закону застрахованные лица обязаны уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени и отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли. В том числе, и о получении паспорта ребенком по достижению 14-летнего возраста. Но многие граждане пренебрегают выполнением этой обязанности. В этой связи могут возникнуть сложности при идентификации пациента, предъявившего при обращении за медпомощью новый паспорт, если в базе данных указаны реквизиты старого документа, удостоверяющего личность.
Не менее важно информировать страховую медицинскую организацию об изменении места фактического проживания, а также контактных данных для связи со страховым представителем.
Как можно узнать, какие сведения о паспорте содержатся в регистре застрахованных?
Проверить актуальность информации в едином регистре застрахованных, уточнить страховую компанию или поликлинику прикрепления, узнать своего страхового представителя или участкового врача можно в личном кабинете на сайте ТФОМС СК.
Там же можно направить сообщение об актуализации контактной информации или обратиться за помощью в защите своих прав, не выходя из дома или офиса задать вопрос страховой компании, фонду или краевому минздраву, получить справку о стоимости оказанной за счет средств ОМС медицинской помощи и в «один клик» сообщить, если помощь не была оказана.
Чтобы воспользоваться личным кабинетом на сайте ТФОМС СК нужно ввести логин и пароль, такой же, который используется на портале «Гоуслуги».
Как получить выписку о полисе ОМС?
Во-первых, остаются действительными бессрочно и не требуют замены ранее выданные полисы ОМС в бумажной или электронной форме, в виде пластиковой карточки.
Во-вторых, цифровой полис ОМС в виде выписки на бумажном носителе может быть выдан страховой медицинской организацией по заявлению гражданина. Выписка включает информацию о застрахованном лице и графическое изображение цифрового кода полиса ОМС: машиночитаемый штрих-код, содержащий всю необходимую информацию о застрахованном: номер и срок действия полиса, фамилию, имя и отчество, пол, дату рождения, электронную подпись организации, сформировавшей штрих-код.
Кроме того, цифровой полис ОМС может быть выдан в виде штрихового кода. Для этого можно воспользоваться порталом «Госулуги», и самостоятельно записать код на доступный носитель электронной информации или распечатать.
Как распечатать или скачать выписку на портале «Госуслуги»?
Управлять полисом ОМС на «Госуслугах» достаточно просто. Необходимо в перечне услуг раздела «Здоровье» мышкой кликнуть на строке «Управление полисом ОМС», там появится окно данного раздела. Если войти в личный кабинет, можно уточнить единый номер полиса, данные страховой компании, поликлинику прикрепления. Нажав на стрелку во вкладке «Полис ОМС», можно скачать и распечатать выписку о полисе ОМС.
А если на «Госуслугах» не отображаются данные о полисе, а человек абсолютно точно застрахован по ОМС?
Вероятней всего, пользователь личного кабинета на «Госуслугах» не дал согласие на получение данных о полисе от Федерального фонда ОМС.
Чтобы сведения о полисе отражались в личном кабинете на портале «Госуслуги» необходимо в форме «Согласия и доверенности» профиля учетной записи пользователя оформить согласие на получение данных от ФОМС.
Также причиной не отображения данных о полисе ОМС на «Госуслугах» могут быть недостоверные сведения о документе, удостоверяющем личность, либо на самом портале «Гоуслуги», либо в базе данных о застрахованных лицах ГИС ОМС. Если гражданин своевременно не уведомил страховую компанию о получении и замене паспорта, данные о полисе ОМС на портале «Госуслуги» отображаться не будут.
Повторюсь, проверить сведения о себе в едином регистре застрахованных лиц можно в личном кабинете на сайте ТФОМС СК. Можно обратиться в страховую компанию или по телефону единого контакт-центра системы ОМС 8–800–707–11–35. А то, какие паспортные данные указаны на «Госуслугах» – естественно проверить в профиле пользователя на самом портале «Госуслуги».
Если согласие на получение сведений от ФОМС оформлено, паспортные данные везде указаны верно, а цифровой полис не отображается, нужно обратиться в свою страховую компанию лично или направить сообщение – специалисты разберутся и помогут устранить проблему.
 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.