Вы здесь
ЧЕРНЫЕ КОПАТЕЛИ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛИЦЕНЗИЕЙ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Карьеры по Кубани в последние годы стали самым настоящим яблоком раздора. Против них выступает, прежде всего, общественность, совершенно справедливо утверждая, что эти шрамы на теле земли и пейзаж уродуют, и богатые пойменные земли сельхозназначения уничтожают, и выпаса для скота сокращают. И что идущие с них тяжелые грузовики сельские дороги, и без того плохонькие, разбивают. Экологи также против, доказывают, что разработка песчано-гравийных залежей и уровень грунтовых вод поднимает, и губительна для богатых пойменных фауны и флоры. Да я и не слышал, чтобы руководители районов, где карьеры разворачиваются, были особенно «за». Во всяком случае, вслух говорят, что дохода от них местные бюджеты не получают, одна морока с ними.
Но карьеры тем не менее работают. Более того - открываются новые. Как это все делается и самое главное - к чему приводит, хорошо видно на истории последней выдачи лицензии на разработку такого карьера прямо у станицы Барсуковской.
За понюшку табака
В декабре прошлого года министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края провело аукцион на право пользования участком недр на втором участке Барсуковского-2 месторождения, содержащем валунно-песчано-гравийную смесь (ВПГС). Аукцион не состоялся, поскольку заявку подало всего одно предприятие - ООО «СтройАрсеналСервис» (далее ООО «САС»). С ним и был заключен контракт, оно получило лицензию на разработку участка сроком аж на 25 лет.
Но удивляет не большой срок. И даже не единственный подавший заявку на торги участник. В конце концов, Америку тут не открыли. Знаем мы эти штучки. Удивляет, и даже поражает, цена, за которую этому самому ООО «САС» досталось право разработки 41 гектарного участка с прогнозными ресурсами, если верить заявке министерства, 1,5 миллиона (!) кубометров ВПГС. Цена эта всего лишь 279 165 рублей. Это разовый взнос, который, по идее, должен был вырасти на аукционе с пятипроцентным шагом, но поскольку таковой не состоялся - на этом самом разовом взносе все и остановилось. Да плюс еще разовый сбор за выдачу лицензии в размере 7 500 рублей. Итого - 286 665 рублей в доход государства. Всего лишь. Не смешно ли? Прямо из джентльменского набора под названием «как обойти закон и получить жирный кусок на халяву». Право, сама предшествующая геологоразведка, установление координат участка, подготовка конкурсной документации, да и организаторская работа по проведению торгов, если ее оценить, не меньше стоят.
Сейчас на рынке инертных материалов один кубометр ВПГС стоит самое малое 400 рублей. Умножим на полтора миллиона кубов. Выходит, что получивший право разработки участка даже по сегодняшним ценам (а они наверняка с каждым годом будут повышаться) получит доход 600 миллионов (!) рублей. Но государство с него взяло для себя, а точнее для народа, которому по Конституции принадлежат российские недра, всего лишь, повторяю, около 287 тысяч, то есть... 0,05 процента от будущего дохода! Как говорится, халявнее некуда. Впору распропагандировать по всей стране как пример суперщедрой поддержки бизнеса.
Как хочу, так и копаю
По условиям аукциона получивший лицензию обязан в течение года-полутора выполнить множество формальностей как на стадии подготовки, так и самой добычи БПГС. Это и проведение государственной экспертизы, и согласование проектов, и предоставление геологического отчета, и оценка запасов. И еще многое, многое другое. Достаточно сказать, что перечень этих условий насчитывает свыше шестидесяти пунктов. Пока их не выполнишь - добывать не можешь.
Один из первых этапов, с которого вся работа, собственно, и должна начаться - изменение вида разрешенного использования земли с «для сельскохозяйственного производства» на «использование в промышленных целях». Дело в том, что эти самые 41 гектар под карьер вчера еще были пашней, на которой ежегодно собирались урожаи. Причем неплохие, ведь земли эти пойменные. Собственником земли с недавних пор стало как раз наше ООО «САС». Похоже, оно ее и выкупило с целью последующей разработки. Так вот, уже полгода с момента подведения итогов аукциона прошло, а земля так и не переведена. Продолжает числиться землей сельхозназначения. Со всеми вытекающими последствиями для бюджета. Ведь налоги на землю под промышленными объектами в несколько раз выше, чем сельскохозяйственную. Получается, что и здесь бюджет уже недополучает.
Но и это еще не все. Условия аукциона не выполнены, а разработка карьера, и более того - добыча из него БПГС, уже идут полным ходом. В чем мы вместе с экспертом Общероссийского народного фронта А. Гридчиным лично убедились 27 мая, когда приехали на карьер. Алексей много и настойчиво занимается этой темой, однако прошибить стену, сложенную из больших-пребольших денег и корыстных интересов всех, кто так или иначе причастен к добыче песчано-гравийной смеси, не может. Так вот, мы увидели, что вскрышные работы на площади не менее 10 гектаров уже проведены. Более того, на наших глазах два КрАЗа возили БПГС на расположенный рядом щебеночный завод. Дорога к нему из карьера тем же БПГС отсыпана. Похоже, сам факт получения лицензии руководитель и собственник предприятия С. Каппушев воспринял как безусловное право на разработку карьера. Без предварительного выполнения всего предписанного.
Это тем более странно, если знать, что Каппушев человек не новый в песчано-гравийном бизнесе. Ему принадлежит ООО «Разворот», которое также имеет свои карьеры. Выходит, условия лицензии выполнять в отрасли не принято? Во всяком случае, это не имеет последствий для невыполняющих со стороны министерства, эти лицензии выдающего.
У семи нянек дитя без глазу
Всю весну Народный фронт Ставрополья только тем и занимается, что пытается заставить Каппушева выполнить условия предоставления лицензии. Всеми доступными ему способами, хотя таковых у общественной организации совсем немного.
Контроль за разработчиками недр ведут у нас сразу четыре государственные структуры. Управление Росрестра по краю - за целевым использованием земель. Вообще всех. Управление Россельхознадзора - за сохранностью и целевым использованием только земель сельскохозяйственного назначения. Департамент Росприроднадзора по СКФО контролирует использование недр. Но при наличии лицензии у недропользователя полномочий по выявлению нарушений у департамента нет. Ну и, наконец, само министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды края обязано выявлять факты нарушения условий лицензии и наделено правом отбирать ее у нерадивых пользователей. Да, и еще природоохранная прокуратура - она надзирает за исполнением природоохранного законодательства разработчиками недр.
Всех их и бомбардирует, иначе не скажешь, Народный фронт письмами за подписью руководителя регионального исполкома ОНФ О. Гладких. И лишний раз убеждается, что у семи контролеров, как и у семи нянек, дитя без глаза.
Например, в январе направлялось обращение в прокуратуру Ставропольского края с жалобой на министерство природных ресурсов края по проведению аукциона. В частности, в его условиях были неверно указаны географические координаты угловых точек выставленного на аукцион участка, что повлекло за собой изменение границ и увеличение площади. С 41 до 100 гектаров. Прокуратура согласилась с доводами народофронтовцев, вынесла представление. Аукционная комиссия изменила координаты угловых точек. Пересчитали, реально оказалось выделено под разработку более 70 гектаров. Но тогда и запасы БПГС там больше? Их, а с ними и стартовый сбор, почему не пересчитали? Но и это не все. Если добросовестно наложить точки координат на публичную кадастровую карту, выходит не 70, а далеко за 100 гектаров. Уже одно это могло бы стать основанием для отмены итогов аукциона и отзыва лицензии. Но нет, никто в министерстве в этом плане и не пошевелился.
Когда выяснилось, что ООО «САС» без выполнения указанных в лицензии условий уже фактически начало разработку карьера, по инициативе Народного фронта была проведена муниципальная проверка, нарушение зафиксировали официально. Далее направлялось предложение управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору провести свою внеплановую проверку. Управление вроде согласилось, была назначена даже дата - в начале мая. Но проверка была управлением же и отменена, на основании «невозможности уведомления правообладателя земельного участка». Что, собственно, чушь, уж организацию найти всегда можно. Народный фронт пожаловался на это прокурору края А. Богданчикову. Жалоба в начале мая краевой прокуратурой была передана в управление Генеральной прокуратуры по СКФО. Результатов проверки пока нет. Может быть, там смогут найти нарушения?
Единственный более-менее реальный результат принесло обращение в управление Росреестра по краю. Оно подтвердило, что на землях категории земель для сельскохозяйственного производства ООО «САС» ведет разработку карьера для добычи БПГС, признало это нарушением земельного законодательства. Все закончилось вынесением штрафа нарушителю на сумму 295 тысяч рублей. Как тут не заметить, что один этот штраф больше, чем весь взнос государству за право разработки карьера на четверть века! Однако 7 мая ООО «САС» обжаловало постановление управления Росреестра о штрафе в суде. Интересно, чью сторону займет наша Фемида.
По чьему благословению
Но вернемся к аукциону и вообще к тем, кто именем государства благословляет черных копателей в нашем крае.
Председателем конкурсной комиссии, в результате работы которой участок под разработку на халявных условиях достался ООО «САС» и была выдана лицензия, являлся В. Бордиян - заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды края, секретарем - Е. Фадеева. Члены комиссии - А. Ильин, Е. Соболева, С. Гайворонская, К. Ткаченко, М. Панченко, С. Селиванов, П. Сафатов, К. Хариков. Мы намеренно перечисляем их, страна должна знать своих героев, пусть даже для меня это слово в данном случае и в кавычках. Это все руководители отделов и ведущие специалисты министерства. Двое последних - замруководителя управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (не зря оно сейчас безмолвствует и закрывает глаза на нарушения со стороны Каппушева) и начальник отдела Департамента по недропользованию по СКФО. То есть все это не люди с улицы, а облеченные государственными полномочиями чиновники, прекрасно представляющие положение на рынке инертных материалов края, потребность в них и, самое главное, цены. Да и последствия, в том числе и экологические, для территории в результате этого аукциона хорошо представляют.
Так что же за исходные данные, что за методика были положены министерством в основание расчетов, принесших бюджету края копейки по сравнению с той выгодой, которую получит пользователь недрами?
В конкурсной документации и протоколе подведения итогов на все эти вопросы нет ответа. Во всяком случае, не указано, из чего сложился размер стартового взноса. Поневоле поверишь досужим сплетням, что официальные расценки на пользование нашими недрами - всего лишь ширма. Прикрытие других, реальных денежных отношений. По правилам и на условиях черного рынка, черными же деньгами? Доказательств этого у нас нет. Но из теории управления известно, что занижение официальных цен на государственные ресурсы - одно из условий, порождающих коррупцию. Есть даже специальный термин - коррупционноемкость. И характеризует скрытые возможности для коррупции в нормативных документах, правилах, форме организации управления, обычаях делового оборота и тому подобном. А в нашем случае это занижение цены настолько очевидно, что сомнений в искусственном создании лазейки для коррупции у меня лично, например, не остается.
И эти подозрения только укрепляются, когда узнаешь, что получивший лицензию пользователь и не думает выполнять ее условия, а призванное контролировать ее министерство предпочитает это не замечать.
Раньше были умнее? Ответственнее!
Если мне не изменяет память, разработка карьеров в пойме Кубани в советские годы была запрещена. Берегли богатые пойменные земли сельхозназначения, под которыми находятся залежи инертных материалов, да и об охране окружающей среды думали. Вся промышленная добыча песчано-гравийной смеси была сосредоточена на Малкинском, Солдато-Александровском и Ивановском (он единственный близко от Кубани) карьерах. И их мощностей вполне хватало для куда более развитой, чем сегодня, стройиндустрии края.
Тормоза в добыче были отпущены в девяностые годы, да так лихо, что процесс разрушения кубанской поймы не только не остановлен даже в нынешние годы отрезвления от дурмана всяческих свобод, но продолжает набирать ход. Причем, как это ни удивительно и в чем мы убедились на примере ООО «САС», под открытым покровительством краевых властей, продолжающих лихо выдавать лицензии на разработку карьеров.
По подсчетам А. Гридчина, в одном только Кочубеевском районе действует свыше 40 карьеров на площади более двух тысяч гектаров сельскохозяйственных земель. Причем только 31 из них имеют действующую лицензию на разработку недр. Но и лицензированные работают с чудовищными нарушениями для такого рода производственных объектов. Самое же главное - без всякой отдачи в бюджет. Мы заглянули на сайт Росстата с целью узнать, сколько же добыто в том же Кочубеевском районе полезных ископаемых? И в 2017, и в 2018 годах - пустые графы. Выходит, ноль? Выходит, все эти наши копатели недр - черные дыры для бюджета? Включая даже тех, кто получил лицензию? Ведь раз нет продукции, нет и налогов с нее. Давайте назовем цифры: нет сотен и сотен миллионов рублей.
И тем не менее работа карьеров продолжается. И даже открываются новые. Что примечательно: меняются губернаторы, природоохранные министры. Все про все знают, наверняка посвящены в чернокопательство на берегах Кубани. Но никто не скажет: стоп. Покончим с этим раз и навсегда.
Что-то мешает?
Александр ЕМЦОВ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Комментарии
Неужели ещё есть люди ,
Статья огонь!!! Карьеры- это
Александр Александрович,
Ужас. Наверняка кто-то кому
Отправлю Навальному, вскроет
Павел,и вместе с ним Марины
Удивительно, что в годы
.....а такое вообще возможно?
Копают, т.к.пробелы в
Удивительное дело получается!
Добавить комментарий